- Перед тем как говорить, внимательно выслушайте своих детей. Их мир должен интересовать вас.
- Обращайте внимание не только на то, что они говорят, но и как: тон голоса, выражение лица, осанка и т. д.
- Не употребляйте грубых слов. Они не принесут положительного результата, напротив, могут оказать пагубное влияние.
- Общайтесь со своими детьми на максимально глубоком уровне: говорить не только о том, куда они идут и что они делают, но также об их сомнениях, тревогах, желаниях и огорчениях.
- Не беспокойтесь, если ваши дети немногословны. Это нормально в их возрасте. Они не имеют ничего против вас.
- Хвалите их за успехи и положительные качества. Так они осознают, что вы на их стороне.
- Не настаивайте на одной и той же идее. Если вы уже однажды чётко высказали её, не нужно повторять снова — это ничего не даст, только расстроит вашего ребёнка.
- Избегайте фраз, которые не способствуют развитию общения. Например, вместо того чтобы спросить: «Как прошла твоя поездка», скажите: «Расскажи мне, что тебе больше всего понравилось в поездке».
- Используйте нежные слова и ласковый тон голоса, предупреждая подростков о естественных последствиях определённых поступков. Если они становятся жертвами собственного поведения, никогда не напоминайте о том, что вы предупреждали. Они и сами это знают.
- Когда это необходимо, не бойтесь сказать: «Я был не прав, извини».
Чего ожидают подростки
Лоуренс Счаемберг из Мичиганского государственного университета проанализировала несколько исследований, посвящённых подросткам, и выделила примеры поведения родителей, которые подросткам нравились бы.
Подростки хотят, чтобы родители:
- Интересовались ими и помогали им. Они жаждут внимания родителей, даже если явно этого не показывают.
- Выслушивали и старались их понять. Подростки нуждаются в тесном доверительном общении с родителями.
- Проявляли любовь и принятие. Возможно, взрослые не согласны, но диалог сам по себе обеспечивает эмоциональную поддержку для молодой личности.
- Доверяли. Нужно дать возможность подросткам показать, что они могут разумно пользоваться свободой.
- Предоставили независимость. Стремление к независимости — отличительная черта детей подросткового возраста. Если родители будут препятствовать ей, это не остановит её развитие, просто независимость подростков примет неподходящие формы.
Стили взаимоотношений
Шестнадцатилетняя девушка задала своей матери вопрос: «Мам, мои школьные друзья собираются провести эти выходные в палатках на берегу моря. Они приглашают и меня. Можно мне поехать с ними?» У матери четыре варианта ответа, согласно разным стилям взаимоотношения между родителями и детьми.
Демократичные родители:
«Я не могу сразу дать своё согласие, но также я не могу тебе отказать. Мы должны обговорить все подробности. Я хотела бы знать, кто ещё едет и какие у вас планы относительно этой поездки. Давай прогуляемся и поговорим об этом. Мы примем решение после того, как всё взвесим».
Позволяющие родители:
«Конечно же, можно. Я очень хочу, чтобы ты привыкла бывать среди своих сверстников. Если тебе понадобится какое-то палаточное снаряжение, то на днях мы купим всё необходимое».
Авторитарные родители:
«Ни за что. Ты даже себе не представляешь, насколько опасно принимать участие в таких походах. Больше даже не заговаривай со мной об этом, потому что мой ответ — нет».
Халатные родители:
«Я не против. Для меня это даже удобно — отдохну в эти выходные».
Максимальную эмоциональную поддержку дети получают при демократичном стиле общения. При авторитарном и халатном стиле взаимоотношений — минимальную эмоциональную поддержку. Наиболее рекомендуемый стиль управления или взаимоотношений — это демократичные родители.
Джулиан Мелгоса, «Подросткам и родителям»