ЕШЬТЕ НА ЗДОРОВЬЕ

Питание школьника

Питание школьника
podpiska-cherez-pochtu8d

Что такое «здоровое питание» для школьника? Какими должны быть его завтрак, обед и ужин? Сегодня нам расскажет об этом врач-педиатр Татьяна Зинатуллина.

Здоровье наших детей школьников каждый день подвергается нешуточным нагрузкам. Занятия в школе требуют усидчивости и внимательности. Ребёнок в течение дня нередко испытывает стресс. Оказывается, справиться с этим ему помогает и правильно организованное питание.

Есть продукты, однозначно причиняющие вред. Это продукты с высоким гликемическим индексом — сладости, мёд, варенье. Содержащийся в них сахар, попадая в организм, очень быстро всасывается в кровь. Хоть ребёнок и получает сразу же порцию энергии, это очень вредно.

Во-первых, резкие скачки инсулина истощают поджелудочную железу, повышается риск развития сахарного диабета.

Во-вторых, после приёма этих продуктов у ребёнка быстро пропадает чувство сытости.

И в-третьих, эти продукты не содержат всех необходимых витаминов.

Помимо вышеописанного, продукты с высоким гликемическим индексом приводят к юношеским угрям, диабету, снижению иммунитета, повышенному риску рака поджелудочной железы и др.

Пирожные, конфеты, печенье, мороженое, газированные напитки, фастфуд, чипсы, соки, зефир, пастила, даже белые пышные булки относятся к таким продуктам. Такие продукты негативно влияют на весь организм в целом.

Продукты же с низким гликемическим индексом дают нам, помимо углеводов, витамины и ощущение сытости. Это фрукты, злаки, орехи, ягоды.

С помощью питания можно влиять и на настроение ребёнка, и на его учёбу. Все знают про пользу витамина С и кальция. Поговорим и о других веществах. Омега-3 кислоты, йод, витамины группы В, фолиевая кислота обеспечивают слаженную работу нервной системы. Омега-3 кислоты снижают агрессивность в поведении ребёнка. Витамины группы В хорошо влияют на память. Фолиевая кислота уменьшает депрессивные состояния. Её много содержится в бананах, томатах, брокколи. Йод влияет на щитовидную железу. Его много в йодированной соли, фейхоа, морской капусте.

Особое внимание нужно обратить на режим питания школьника. Если с режимом всё хорошо, то желудок в определённое время вырабатывает желудочный сок, пища хорошо усваивается, и нервная система получает всё необходимое. Если режим нарушен, зачастую пищеварительная система не готова к переработке пищи, и нервная система не получает всего необходимого. Отсюда неадекватное поведение ребёнка.

Завтрак, обед и ужин должны быть обязательно.

Завтрак должен быть полноценным, ведь именно с утра ребёнку предстоят большие нагрузки. И уже на первом уроке головной мозг нуждается в углеводах. При отсутствии завтрака до уроков успеваемость будет снижаться. Оптимальный завтрак школьника — злаки, фрукты, орехи, бобовые + молочные продукты или его заменители. Либо геркулесовая каша с добавлением фруктов и орехов, либо сухие злаки.

Дети любят красивую еду. У них развита зрительная память, они любят всё красивое. Поэтому сервировка имеет колоссальное значение, можно овощи и фрукты выложить оригинально, например, в виде фигурок животных.

В обед обязательно первое блюдо. Наша гормональная система так устроена, что выработка гормонов сильнее всего с утра, а с обеда она идёт на спад, поэтому нужно съесть то, что всосётся быстро, вместе с питательными веществами, и даст ощущение сытости.

Ужин школьника должен быть не позднее, чем за 1,5 – 2 часа до сна, и состоять из молочной и/или растительной пищи. Ребёнок должен отдыхать, а поздний ужин мешает сну.

Ни в коем случае нельзя переводить ребёнка на двухразовое питание. Если есть нужда во втором завтраке или в полднике, то это должны быть фрукты и злаки.

Чтобы выработать у детей правильные принципы питания, нужно, в первую очередь, уделить этому внимание. Ведь часто у детей формируются неправильные стереотипы питания. Например, конфетка ассоциируется с праздником, а не с тем, что будут болеть зубы. Этого не должно быть.

Нельзя ругать ребёнка во время еды, нужно проявлять заботу и внимание и постараться, чтоб он понимал, для чего нужно правильно питаться. Например: «Чтобы глазки хорошо видели, нужно кушать чернику», «Чтобы животик твой не болел, дадим ему каши». Необходимо объяснять и формировать правильное представление о еде с раннего возраста. Ведь Бог не зря дал нам эти продукты в пищу, чтобы мы были здоровыми, красивыми, радостными. И передавали эту радость и благодарность нашим детям, с которыми, к сожалению, часто начинаем ругаться за столом, потому что они что-то не едят и капризничают.

Переваривание пищи начинается в ротовой полости, поэтому необходимо тщательно и долго пережёвывать пищу. Необходимо показывать пример пищевого поведения. Например, после каждого кусочка положить ложку или вилку на стол, чтобы она не отвлекала гиперактивного ребёнка, и сосредоточение было максимальным. Ни в коем случае нельзя запивать пищу. Воду нужно пить между перерывами пищи.

Пусть правильное питание поможет не только сохранить здоровье вашему школьнику, но и улучшить его поведение и успеваемость.

Статья подготовлена Ольгой Фроловой по материалам цикла программ «Живой источник» ТРК «Три Ангела». Программу можно посмотреть в эфире online на сайте www.3angels.ru

Газета «Ваши ключи к здоровью» № 9 (69) сентябрь 2016 г.

gde-otdohnut2019