МАМИНА ШКОЛА

Воспитание дошкольников

Воспитание дошкольников
podpiska-cherez-pochtu8d

Продолжим наши исследования в области воспитании детей. Период от трёх до семи лет отличается особенностями психического развития ребёнка. Большую роль в этом развитии играют родители.

Развитие психики

Если мы хотим, чтобы наши дети имели острый ум и хорошую память, были внимательными и усидчивыми в школе, нужно заниматься с ними, начиная с трёх лет. В этот ответственный период необходимо уделять много внимания тому, что усваивает ребёнок: что видит, что слышит, во что играет.

Привлекайте детей к домашнему труду, к посильным обязанностям, которые они вполне могут выполнить. Но помните, что детская помощь должна выполняться в позитивном ключе, охотно и с радостью. Хвалите их за выполненную работу, благодарите и радуйтесь каждому доброму желанию помочь, даже если эта помощь будет мешать вам. В этом основное правило воспитания трудолюбия.

Разговаривайте с ребёнком обо всём, чтобы развивать его мышление и речь. Учите наизусть стихи, задавайте вопросы, над которыми нужно размышлять, а не отвечать одним словом.

Воспитание у детей умения держать себя в руках, управлять собою и своими эмоциями тоже прививаются в этот период. Это сфера влияния на психику детей со стороны родителей: их пример является решающим. Родители могут говорить детям, что так или иначе вести себя нельзя, но если сами это делают, то ребёнок повторит поступок родителей. Ребёнку могут быть хорошо известны нормы и правила поведения, однако отрицательный пример взрослых, тем более, если он повторяется, может оказать решающее отрицательное воздействие.

Мышление

К шести годам у детей формируется мышление понятиями. Он учится осмысливать не только слова — запреты или похвалы, но вопрос «почему?» постоянно возникает по любому поводу. В этот период у ребёнка возникают один за другим вопросы о его происхождении. И это нормально! Обычно первый вопрос: «Где вы меня взяли?» возникает в 4 года. Его интересует, родной он вам или нет. Необходимо ответить на вопрос малыша, но на его возрастном уровне.

В этом возрасте закладываются или не закладываются основы будущего умения мыслить логически. Это зависит от того, чем занимается ребёнок, что читает, как отвечает на вопросы по прочитанному рассказу или пережитому опыту. Учимся отвечать на вопрос: «Почему?» И этот ответ нужен в тех случаях, когда ребёнок переживает неудачу, неприятные последствия. Быстро усваиваются уроки решения конфликтов с товарищами по игре на примерах последствий за совершённые неверные действия. Логика простая и быстро приводит к правильным выводам и урокам: «Этого делать не нужно, потому что будет плохо». Важно, чтобы ребёнок эти выводы и уроки произносил, проговаривал. Если он сделал правильные выводы, похвалите его, и он будет стараться и дальше поступать правильно. Вы открываете его положительный потенциал. Обычно первый конфликт нарастает именно в три года, когда он обнаруживает, что у него есть своё мнение. Родители активно могут помочь ребёнку начинать логически мыслить по принципу «причина — следствие». Каждое ограничение или наказание углубляют эти уроки и заставляют думать, сравнивать, делать выводы и принимать правильные решения.

Общение

Маленькие дети от рождения эгоистичны, они требуют к себе постоянного внимания, если что-то не так, плачут или кричат. Но к 4 – 5 годам начинают понимать, что их окружают люди, которые имеют свои желания и потребности. Дети постигают истину, что желания других людей могут пересекаться с их личными детскими желаниями, и нужно уступать. Иногда этот урок даётся очень тяжело. Но родителям нужно быть спокойными, настойчивыми и понимающими учителями. Что такое компромисс, ребёнок вполне может понять в 4 – 5 лет. Истерика как раз и является показателем, насколько он понял и принял нужды другого человека.

Чтобы детей приучить к самоконтролю и самоорганизации, нужно давать им важные и ответственные (по возрасту) задания и, главное, доводить дело до конца. Пусть это будет песочный домик или кормушка для птиц — работа должна быть сделана с его активным участием и доведена до конца. Главная задача родителей — выработать привычку не бояться трудностей и стремиться преодолевать их.

Фантазии и ложь

В этот период развития детей ребёнок очень много фантазирует. Познавая мир, он видит себя в нём и пытается «рулить» ситуациями. Он может рассказать вам такие «путешествия», случившиеся сегодня или вчера, что родители недоумевают, откуда он это всё взял. Чаще всего родители обвиняют ребёнка во лжи. Нужно помнить, что дети живут рассказами, сказками, фильмами, которые смотрят. Не спорьте с малышом, подыграйте ему в его фантазии, даже используйте это в воспитательных целях.

Но нужно знать также, что дети в возрасте от 3 до 7 лет начинают лгать, и, как ни странно, это связано с его уроками мыслить логически. А зависит это от поведения родителей. Если ребёнок говорит правду, но его наказывают, он запомнит этот урок. В следующий раз он солжёт родителям, и они ему поверят, наказания не последует. Если враньё «прошло», то урок усвоен: «лучше соврать, чем сказать правду». Как важно слышать детей и точно разбираться в том, что произошло, вызвать у детей желание говорить правду всегда, действовать справедливо и честно.

Уроки, хорошие и плохие, усваиваются к шести-семи годам, и какими бы они ни были, последствия будут проявляться всю жизнь, а особенно в подростковом возрасте. Формирование основ характера происходит в первые 6 лет жизни ребёнка. На этой основе строится будущее личности. Вот почему так важно уделить больше внимания тому, как дети мыслят, что смотрят, что слышат, что видят — в первую очередь в своей семье через поведение мамы и папы.

Лидия Нейкурс, психолог

Газета «Ваши ключи к здоровью» № 05 (77) май 2017 г.