В Евангелии от Марка записана очень яркая, впечатляющая и запоминающаяся история о том, как Иисус Христос исцелил женщину, 12 лет страдавшую кровотечением.
«Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла ещё в худшее состояние» (Марка 5:25, 26). В те времена женщины не лежали в специализированных клиниках. Людям назначали достаточно причудливое лечение. И часто это лечение совсем не помогало. Тем не менее, услуги врачей стоили дорого. Марк пишет, что 12 лет она пользовалась услугами врачей, и осталась ни с чем. Денег нет, и здоровья тоже нет. Более того, она пришла в худшее состояние. И в этот момент женщина принимает решение идти к Иисусу. Мы можем подумать, что такое решение было верным, мудрым и простым. То, что оно было верным и мудрым, это так. Но то, что оно было простым, — вряд ли. Ведь об Иисусе ходили самые нелепые и порочащие Его слухи. К примеру, авторитетные в обществе люди заявляли, что Иисус «имеет [в Себе] веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя» (Марка 3:22). Ходили слухи, что Его ученики нарушают заповедь о субботе. Да и к уважаемым за свои познания и праведную жизнь людям Иисус относился без особого пиетета. Поэтому у многих людей были огромнейшие барьеры для того, чтобы прийти к Иисусу. И то решение, которое женщина принимает, — это решение отчаявшегося человека, у которого уже нет никакой опоры. Деньги, которые давали ей надежду на исцеление, закончились. А к врачу без денег не пойдёшь.
Итак, женщине необходимо было преодолеть гору ложных слухов в отношении Иисуса, а также огромный комплекс неполноценности в отношении себя самой. Многие люди не в силах выдержать такие обстоятельства. Они погружаются в пучины безысходности, отчаяния и депрессии. Ведь когда Бог для тебя непонятен и далёк, когда ты сам для себя представляешь неразрешимую проблему, сложно что-то предпринять, опускаются руки, хочется закрыть глаза и не просыпаться долго-долго…
Вот так человек оказывается в точке отчаяния, но всё равно он остаётся свободным. Он свободен погрузиться в тёмную пучину депрессии, но он также свободен сделать шаг навстречу Тому, Кто может его спасти. В точке отчаяния человек становится способным на такие поступки, которые никогда не сделал бы в другие времена.
В точке отчаяния женщина принимает решение идти к странному Учителю из Галилеи. Она не полагается на мнения «авторитетных» людей, а прислушивается к свидетельствам тех, к кому бы никогда не прислушалась ранее: к свидетельству мытарей и грешников, бывших прокажённых и блудниц. А они говорили, что Иисус может исцелять любые болезни.
И вот наступает момент исцеляющего прикосновения: «Услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни» (Марка 5:27, 28). А дальше происходит несколько странный диалог Иисуса с учениками: «В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: «кто прикоснулся ко Мне?»» (Марка 5:30, 31). Ведь в плотной толпе многие люди невольно прикасались к Нему. Но мы понимаем, что Иисус спрашивал об исцеляющем прикосновении. В толпе, окружавшей Иисуса, у многих были проблемы и болезни. Иисус прикасается к ним, но с ними ничего не происходит. И только одна женщина получает исцеление. Почему? На этот вопрос когда-то хорошо ответил блаженный Августин: «Бог даёт там, где находит пустые руки». У женщины были «пустые руки», она была в точке отчаяния, и там, в полнейшей нищете, Бог явил Свою славу. Воистину, «блаженны нищие духом» (Матфея 5:3). Тогда, когда у тебя ничего нет, тогда, когда приходишь к Нему ни с чем и у тебя есть только сердце, молящее о помощи, вот тогда и происходит исцеление.
Христос говорит ей: «Дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Марка 5:34).
Александр Лисичный, «Пятый угол»