Родителям необходимо знать новые подходы в воспитании, общении и влиянии на молодое поколение в своей семье. Поговорим о развитии детей до трёх лет.
Опыт, приобретённый в это время, становится фундаментом, на котором будут развиваться основы всей психики в более позднем возрасте. Психологи утверждают, что личность человека формируется в первые три года жизни. У детей от 0 до 12 лет проявляются несколько фаз возбуждения. Первая фаза возбуждения — в 3 года — самая важная и ответственная. Родители могут до этого времени заложить прочный фундамент для устойчивой личности или подвергнуть опасности дальнейшее поведение, нервную систему, привычки и характер своих детей.
После первого года жизни маленький человек начинает активно двигаться, проявляя большой интерес ко всему, что его окружает, — открывает все дверцы шкафа, буфета, стола и вываливает оттуда всё, что там находится. Нужно сделать так, чтобы ребёнок мог активно развиваться и познавать мир, но при этом не привыкал к постоянному беспорядку. Например, в кухонном шкафу сделайте запоры на всех дверцах, кроме одной, пусть там останутся безопасные предметы. Пусть берёт, что можно, и одновременно научится уроку, что только эту дверцу можно открыть. Остальное — под запретом.
Запреты должны быть немногочисленными и грамотными. Не ограничивайте ребёнка постоянно, куда бы он ни повернулся. Обычно такие дети становятся очень непослушными и трудноуправляемыми. Они скоро перестают обращать внимание на окрики мамы и папы.
В этот период очень важно развивать внимание, память и мышление. Это основные психические процессы, которые можно активизировать до трёх лет. Для этого нужно постоянно разговаривать с ребёнком, задавать ему вопросы, много читать с ним книг с картинками, которые ему понятны. Воспринимать он может только одну деталь на картинке, которую долго рассматривает. В это время задавайте ему вопросы по картинке, пусть пальчиком показывает, что понял. Очень важный момент: занимайтесь с ребёнком не больше 2 – 3 минут и затем подвигайтесь.
Есть ещё одна проблема для родителей: маленькие дети всё ломают и рвут. Машинки без колёс, куклы без рук и ног, а как интересно на маленькие кусочки рвать газету или бумагу! Но это нормальное явление для человека, который изучает окружающий мир. Он постигает мир через предметы, поэтому в доступной дистанции должны быть безвредные предметы, а остальные далеко спрятаны.
К двум годам дети начинают выражать мысли предложениями, быстро запоминают новые слова, расширяя свой словарный запас. Дети точно копируют и воспроизводят, как в зеркале, поведение родителей. Часто мне звонят мамы и спрашивают, почему дети устраивают в этом возрасте истерики, капризничают. Причины такого поведения детей чаще всего находятся в примере родителей.
Иногда истерики являются результатом наблюдения и копирования увиденного у других детей, когда те что-то требовали от мамы и добились своего истерикой. Ваши дети скопируют этот «удачный приём». В таких случаях нужно помнить, что истерика — это театр для вас. Если есть «зрительный зал», то истерика будет продолжаться очень долго. Поэтому уйдите в другую комнату. Если истерика случилась на улице, не удовлетворяйте истеричное требование ребёнка. Сначала применяется «разведка боем», и, если это удалось, тогда держитесь!
Часто родители совершают одну ошибку. Чтобы занять ребёнка, они включают мультики, и тогда мама может хоть что-то сделать по дому. Но родители не подозревают, что созерцание движущихся кадров в течение больше 10 минут очень повредит психике ребёнка: их творческие центры блокируются и «увядают», дети не могут играть сами, просят постоянно родителей быть рядом с ними, им не интересно рисовать, лепить, строить. Умственное развитие детей напрямую связано с фалангами пальцев. Если развивать мелкую моторику играми, мозаикой, собиранием мелких предметов, то дети психически развиваются намного быстрее. Пусть ваши детки моют вместе с вами ложки, подметают пол, стирают свои носочки и платочки. Это время для беседы с ними, рассказов, пения. Пусть они лепят с вами вареники и паровозики из теста — это замечательно развивает детей, и они испытывают множество положительных эмоций от домашнего труда.
В 2,5 года у детей проявляется психологическая потребность нравиться маме. Используйте её, чтобы привить сыну или дочери трудолюбие, аккуратность, усидчивость и чувство долга. Покажите ребёнку, как нужно складывать одежду, потом книжки, игрушки. Скажите ему, что если он будет это делать именно так, это очень понравится маме. Ребёнок будет очень стараться. Практика показала, что эта удивительная потребность длится около года. За этот год можно многому научить любого ребёнка, было бы терпение и желание.
Особенностью этого возраста является способность легко переключаться с одного эмоционального состояния на другое. Поэтому разговаривать с детьми нужно мягко, спокойно и тихо. Разговор на повышенных тонах отразится на его психологическом состоянии не только в 2 – 3 года, но больно отзовётся в подростковом возрасте, когда почти все родители жалуются на агрессивное поведение и излишек отрицательных эмоций своих детей.
Не цепляйте своим деткам ярлыки, которые унизят их. Задача любящих родителей — развить весь положительный потенциал в сознании ребёнка. Он хороший, у него получится, он сможет! И он действительно сможет, ведь это положительное начало обязательно присутствует у детей. Ваши дети гениальны, у них много хорошего, и они вас любят!
Лидия Нейкурс