В Евангелии мы можем прочитать немало историй о том, как Иисус Христос исцелял людей. Одна из них описана в Евангелии от Марка — исцеление слепого Вартимея.
Вартимей узнаёт, что в толпе, проходящей мимо него, идёт Иисус, и ведёт себя достаточно странно. Он не просто просит Иисуса исцелить его. Он называет Иисуса Сыном Давидовым. Так в Израиле называли наследников царского престола. Другими словами, Вартимей признаёт Иисуса своим Царём.
Кроме того, Вартимей просит, чтобы Иисус помиловал его. Царь Давид также начинал свою покаянную молитву: «Помилуй меня Боже, по великой милости Твоей» (Псалом 50:3). В словах «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Марка 10:47) Вартимей не просто исповедует царское достоинство Иисуса, но и Его божественное происхождение.
Откуда у него появилась такая вера? Незрячий Вартимей, сидя у городских ворот, многое слышал. Он слышал многочисленные и зачастую противоречивые толки об Иисусе. И слова об этой необыкновенной Личности глубоко трогали его сердце. У Вартимея не было большой надежды встретиться с Иисусом. Но зрела и крепла большая вера, что Иисус и есть долгожданный Мессия. Слепой, просивший милостыню изгой, умел слушать и отделять истинное от ложного, завистливые отзывы религиозных лидеров об Иисусе и отзывы таких же, как и он, изгоев. Впоследствии апостол Павел очень точно и лаконично описал, как зарождается вера в человеческом сердце: «Вера — от слышания, а слышание — от слова Божия» (Римлянам 10:17).
Прозрение
Представьте себе, что переживал Вартимей. У него есть всего несколько минут. Вот идёт Иисус — и в эти несколько минут решается всё. Он понимает, что или сейчас исцеление, Божья милость войдут и в его жизнь, или никогда. Толпе нет никакого дела до Вартимея. Окружению Иисуса он мешает, и они требуют, чтобы он замолчал. И Иисус как будто не слышит. Вартимею остаётся только одно: кричать ещё громче: «Сын Давидов, помилуй меня».
Крик Вартимея был услышан: «Иисус остановился и велел его позвать» (Марка 10:49). Иисус дарует Вартимею прозрение и оставляет ему право идти туда, куда Вартимей считает нужным: «Иди, вера твоя спасла тебя». И Вартимей «пошёл за Иисусом по дороге» (ст. 52).
Вартимей прозрел. Он всю свою жизнь мечтал увидеть окружающий его мир: ворота, у которых он сидел; пальму, в тени которой он прятался; кусты, в которых так красиво пели птицы. Наверное, после прозрения, он должен был смотреть по сторонам, жадно впитывая красоту и величие мира, созданного Богом. Так бы, наверное, и было, если бы он не встретил Иисуса. В Иисусе он нашёл полноту любви и принятия. Захваченный, пленённый этой любовью, Вартимей последовал на Ним.
Благословенный крик
Бывает так, что и мы чувствуем себя слепыми, окружёнными кромешной тьмой. Мы теряемся, блуждаем по жизни, не зная, куда идти. И в этом состоянии остаётся только одно: говорить с Богом обо всём, что обременяет сердце, о своей боли, сомнениях, страхах, отчаянии, грехах и пороках. Очень важно говорить, а иногда, даже кричать. Многие христиане не говорят с Богом, а если и говорят, то произносят какие-то заученные молитвы, которые не выражают то, чем на самом деле полно их сердце. А тут надо говорить, потому что единственная надежда быть услышанным, появляется только тогда, когда мы говорим.
Александр Лисичный, «Пятый угол»