МАМИНА ШКОЛА

Как дети попадают в зависимость?

podpiska-cherez-pochtu8d

Зависимость – особое внутреннее состояние человека. Оно всегда характеризуется утратой личностью, в той или иной степени, свободы воли.

Душа ребенка – это большая дорожная сумка, в которую он складывает все, что встречает на своем пути. Встретит он любовь¸ нежность, заботу, доброту, честность – он кладет их в сумку, встретит зло, насилие, агрессию, ложь… он тоже сложит в сумку, и с этой сумкой идет по жизни дальше…

Многие, глядя на новорожденного младенца, умиляются, видя в нем чистое, непорочное создание. Каким он станет, во многом определяется родителями. Именно у них ребенок, в первую очередь, учится и хорошему, и плохому.

Дети попадают в зависимость

Исследования ряда зарубежных специалистов свидетельствуют – абсолютное большинство людей, страдающих зависимостью, никогда не имели в детстве возможности сказать “нет” своим родителям. “Нет” человека, имеющего право на собственное мнение и убежденного в том, что мнение это небезразлично его близким.

К сожалению, о том, что ребенок с момента своего рождения человек, то есть венец Божественного творения, а не чья-то собственность, не узаконенное средство для удовлетворения своих прихотей, забывают многие родители.

Ребенок с самого раннего возраста усваивает, что прямой и честный протест, отражающий его реальное внутреннее состояние, не будет принят и понят взрослыми и повлечет за собой непременные переживания. Возьмем простой пример, хорошо знакомый каждому, у кого есть дети. Ребенок отказывается есть вообще, либо какое-то определенное блюдо. Во многих семьях это вызывает бурю негативных чувств у мам и бабушек. А зря! Изначально ребенок никогда не отказывается из вредности. Он отвергает еду потому, что на самом деле не хочет в данный момент есть! Но когда маленький человек встречается с необоснованным принуждением, он решает, что лучше проявить видимую покорность и начать есть. Происходит раздвоение внутреннего и внешнего мира ребенка. Он надевает маску. Приучается лукавить и лгать. Подавленный протест, необходимость скрывать свое истинное состояние вызывают чувства унижения и стыда, которые порождают агрессию, направленную на  родителей, которая не может, по понятным причинам, быть выражена открыто.

Родители, пытающиеся тем или иным способом вызвать или усилить у ребенка чувство вины (слезы, “посмотри, как больно ты мне делаешь…”, “…ты загонишь бабушку в гроб” и т. п.), должны знать и помнить: тем самым они отталкивают ребенка от истинного раскаяния.

Что же происходит в семье, если доминантный родитель продолжает упрямо гнуть свою линию? А происходит вот что. Дети растут и достигают того специфического состояния личности, которое принято называть подростковым возрастом. Если ребенок дошкольного и младшего школьного возраста свое желание походить на взрослых полностью реализует в игре, то подросток уже не удовлетворяется тем, чтобы быть как взрослый. Он ощущает себя уже взрослым и энергично начинает претендовать на право распоряжаться собственной жизнью.

Для многих подростков и, в особенности, для тех, за кого все решают родители, иллюзорная свобода бывает предпочтительнее реальной. Так как реальная свобода предполагает, что, имея власть принимать решения, человек несет ответственность перед Богом и людьми за эти решения. Молодые же люди, остро желая самостоятельно принимать решения, отказываются, как правило, от ответственности за них. Это становится понятным на примере асоциальных молодежных группировок. Группировка идеально отвечает специфическим запросам подростка. Она предоставляет иллюзию полной свободы при полном отсутствии таковой! Многое из того, что запрещалось и осуждалось в доме, здесь поощряется. Беда этого бунтаря в том, что при всей своей неистовости и неудержимости, он уже несвободен, он уже в рабстве и напоминает огромную овчарку, находящуюся на цепи, на которую его посадили собственные родители, лишив возможности быть искренним, понятым, наученным нести ответственность за свои поступки.

Воспитание с любовью, предполагает понимание родителями, что ребенок – это такой же человек, только более слабый, менее опытный! Это такая же личность, только более ранимая, менее развитая, но личность! И относится к нему необходимо именно как к человеку и как к личности, имеющему не только многочисленные обязанности, но и естественные права и интересы. Понимание, сочувствие, уважение, требовательность, партнерство – вот слагаемые той истинной, творческой, деятельной любви, без которой воспитание вырождается в дрессировку.

В. Ильин

gde-otdohnut2019