Осанка – это, если сформулировать коротко и просто, – положение, в котором человек держит свое тело. Правильную осанку ни с чем не спутаешь: туловище выпрямлено, голова поднята, плечи расправлены. Если человек ходит сгорбившись, опустив голову и плечи, выпятив живот, – это неправильная осанка. Такая осанка не только некрасива, но и вредна, она затрудняет деятельность внутренних органов и, в большинстве случаев, связана с искривлением позвоночника. Чаще всего мы портим осанку еще в детстве. Как сохранить ребенку красивую осанку и здоровую спину до самого окончания школы?
Нелегкий груз знаний
Не стоит покупать ребенку портфель, который нужно носить в одной руке. Для равномерного распределения нагрузки школьнику нужен ранец, причем вес ранца не должен превышать 10% от массы тела ученика. Пустой ранец должен весить не больше 700-800 г. Лучше всего купить ранец с большим количеством секций и карманов – так ребенку будет удобнее раскладывать свои вещи, а вы сможете проследить, чтобы вес содержимого ранца распределялся равномерно, и вещи не перемещались при ходьбе.
У школьного ранца обязательно должна быть твердая спинка. Однако “твердая” не означает “жесткая” – место соприкосновения со спиной ребенка должно быть в меру смягченным, например, специальной подкладкой. Ширина ранца не должна превышать ширину плеч ребенка, а высота должна быть не более 30 см. Лямки ранца не должны давить или впиваться в плечи, у них должна быть возможность регулировки, чтобы одинаково удобно было носить ранец и на легкую весеннюю куртку, и на зимний пуховик.
Проверьте рабочее место
Стол и стул должны соответствовать росту и возрасту ребенка. Это можно проверить так: посадите его на стул, чтобы ступни ног ровно стояли на полу. Если угол между бедром и голенью прямой, стул ребенку в самый раз. Если угол острый – стул маловат, если тупой – велик. Кстати, край крышки стула не должен упираться в подколенную чашечку. Правильность выбора стола определяют по опущенной прямой руке сидящего на стуле ребенка. Локоть должен быть на 5 – 6 сантиметров ниже крышки стола.
Стол соответствующей высоты обеспечивает расстояние от глаз до рабочей плоскости (тетради или книги) в 30 – 35 см, предплечья и кисти при этом свободно лежат на столе. Правильное положение стула позволяет сидеть прямо, не наклоняясь вперед и не прогибаясь назад. Во время чтения, письма стул должен заходить за крышку стола на 3 – 5 см. Ребенок не должен опираться грудью о край стола. Между туловищем и краем стола должно быть расстояние в ширину ладони.
Еще одна причина плохой осанки – плохое освещение. Ведь недостаток света заставляет школьника наклоняться к рабочей поверхности как можно ниже – “писать носом”.
Значение имеет не только поза школьника и размеры его парты, но и общая расстановка мебели в классе. Парты должны быть размещены в три ряда так, чтобы свет падал с левой стороны. При этом не менее двух раз в год школьников, сидящих в первом и третьем рядах, нужно менять местами: те, кто вначале сидел в третьем ряду, затем должны быть пересажены в первый, и наоборот. Использовать большее количество рядов в классе запрещено, так как дети, сидящие в крайних рядах, в таких условиях получат плохой угол зрения по отношению к доске и будут вынуждены поворачивать корпус тела.
Не только в школе
В домашних условиях также необходимо придерживаться правил подбора ученической мебели в соответствии с ростом ребенка и не забывать, что освещение должно быть слева. Психологи рекомендуют отказаться от привычного положения для мебели “лицом в стену”. Для ребенка стена – это символ некоей безысходности, и это ни в коей степени не способствует вдохновению. А вот стена за спиной дает ощущение защищенности, надежного тыла. Потому рабочий стол школьника лучше ставить таким образом, чтобы ребенок сидел спиной к стене, а перед ним было свободное пространство.
Стоит коснуться и качества домашней мебели. Материал, из которого она изготовлена, должен быть качественным и экологически чистым. Острые углы и элементы декора, которые мешают правильной позе ребенка, недопустимы.
Во время подготовки домашних заданий нужно делать 15-минутные перерывы через каждые 45 минут и через каждые 15 минут менять позу. Кроме того, в дневном распорядке нужно выделить время и для прогулок, и для подвижных игр.
Хорошо, если кровать ребенка имеет ортопедический или другой достаточно жесткий матрас. Слишком мягкий матрас не приносит пользы. Родители часто забывают о том, что дети быстро вырастают не только из одежды, но и из мебели, и часто кровать оказывается “немного маловата”. Даже если пятки школьника еще не свисают с кровати, а вписываются в нее с точностью до сантиметра – это маленькая кровать. Не стоит экономить на кровати, в которой школьник проводит треть своего времени. Если, конечно, вы хотите, чтобы ребенок вырос с правильной осанкой и здоровой спиной.
М. Евсеева,
журнал “Здоровье школьника”
Газета «Ваши ключи к здоровью» сентябрь 2008 г.