С какой бы проблемой не пришел человек к работнику сферы здравоохранения, ситуация всегда гораздо сложнее, чем видно на первый взгляд. Это как айсберг, у которого большая часть всегда скрыта ниже поверхности воды.
Возьмем, к примеру, пациента с зубной болью. Подобное состояние может являться следствием воздействия сахара на зубы в течение всей жизни, плохой гигиены полости рта и т. д. Но именно на протяжении последней недели пациента мучила боль. Она мешала ему сконцентрироваться. Его способность здраво рассуждать была нарушена.
Возможно, он стал раздражительным и поссорился с женой, что ввело и его, и ее в депрессивное состояние. Эмоциональные и социальные последствия его боли реальны, потому что жена отказалась готовить ему обед, и он теперь питается хуже, чем обычно. Понятно, что проблема данного пациента заключается не только в зубной боли. Он является целостной личностью, и если мы хотим обеспечить «всесторонний уход», то должны признать целый спектр областей, в которых ему необходима помощь.
Каждый пациент нуждается во всестороннем подходе. И слишком часто медицинский работник или даже член семьи, оказывающий помощь больному, не стремится ради его скорейшего выздоровления выйти за рамки своих обязанностей: есть физическая болезнь – а вот лекарство от нее. Однако, совершенно ясно, что люди, призванные на медицинскую работу, должны служить всем граням человеческого существования.
Понимание того, что человеку нужен «целостный» уход, помогает нам правильно поступать в тех ситуациях, когда люди сами навлекли на себя проблемы.
Так, например, к наркоману или алкоголику часто относятся с презрением, как к людям, которые сами являются виновниками своего плачевного состояния. Став физически зависимым, человек видит, как вся его жизнь – духовная, умственная и эмоциональная – разбивается вдребезги. Такие люди более, чем кто-либо другой, нуждаются во «всестороннем» подходе. Успех таких программ как «Анонимные алкоголики» кроется в учете всех аспектов человеческого существования.
Когда мы встречаемся с такими заболеваниями, как СПИД, мы видим перед собой людей с многочисленными нуждами. Некоторые полагают, что достаточно просто предоставить им антивирусные лекарства. Но нужно понимать, что вся жизнь этих людей развалилась на куски. Ни один аспект их существования не остался не затронутым разрушительным действием этого заболевания. Их социальная жизнь разорвана. Страдают отношения и поведение внутри семьи. На эмоциональном уровне этих людей мучают страх, беспокойство, депрессия, гнев, горечь и тому подобные эмоции. На умственном и психическом уровне четкое, рациональное мышление подчас тонет в море зашкаливающего эмоционального «шума». Физическая подверженность инфекциям опустошает и истощает запасы их энергии.
Эти примеры показывают существенную роль духовности как необходимой опоры в правильном подходе к лечению больных. От разрушения отношений между медициной и духовностью пострадали все. Множество случаев непрощения ведут к продолжительным хроническим заболеваниям. Врач продолжает испытывать на пациенте «коктейли» лекарств, не осознавая, что его болезнь является следствием горечи и обиды, поселившихся в сердце.
Если бы врач смотрел на человека не только с физической стороны, но и учитывал его духовную сущность, то, скорее выявив подлинную проблему, он смог бы погасить и первопричину заболевания. Ведь наука знает много примеров, когда чувство вины, непрощения, отчужденность и безнадежность, овладевающие человеком, обостряли хронические и вызывали новые болезни.
С другой стороны, отчуждение духовности от современной медицины провоцирует некоторые религиозные течения на «отречение» от медицинской помощи. Подобное влияние также носит отрицательный характер.
Некоторые используют религию для того, чтобы заменить традиционную медицину. Отказ принимать противоэпилептические лекарства, лекарства от астмы или антибиотики во имя веры может привести к катастрофическим последствиям.
Другим отрицательным фактором может быть промедление в обращении за медицинской помощью, что также пагубно отражается на здоровье. В исследовании, проведенном «Журналом Американской Медицинской Ассоциации» в 1989 году, были опубликованы факты относительно продолжительности жизни последователей «Общества Христианской Науки» в Америке. Было обнаружено, что приверженцы этой религиозной организации, которые воздерживаются от курения и не употребляют алкоголь, но при этом не обращаются к врачам при проблемах со здоровьем, имели значительно более высокие показатели смертности, чем в контрольной группе. Данное исследование схоже с исследованием Вильсона, проведенное в 1965 году, которое обнаружило, что показатель смертности от рака среди последователей «Общества Христианской Науки» был в два раза выше среднего показателя по стране. «Культурные верования», приводившие к промедлению в обращении за медицинской помощью, являлись причиной того, что при заболевании раком диагноз удавалось поставить только на поздней стадий (III и IV).
Отказ от переливания крови со стороны Свидетелей Иеговы приводил порой к летальному исходу пациентов.
Исследование Конина Ван Спен-дука в 1996 году группы членов Ортодоксальной Реформатской церкви показало, что их показатели инфицирования полиовирусом в 15 – 35 раз превышают аналогичные показатели для населения в целом. Результаты исследования подтвердили, что риск полиомиелита в основном свойственен религиозным группам, отказывающимся от иммунизации.
Можно с уверенностью сказать, что существуют здоровые и нездоровые религиозные верования. Религиозность, отвергающая научные методы лечения, не несет с собой той истинной духовности, которая является составной частью комплексной программы исцеления. Без истинной духовности, которая дает человеку веру, надежду, всепрощение, оптимизм и ответственное отношение к своему организму, не может быть истинного здоровья. Тем не менее, каждый из нас может выбрать свою судьбу и, избегая двух приведенных крайностей, соединять достижения медицинской науки и духовность в своей повседневной жизни.
Алексей Борисов