Создатель одарил человека способностью слагать стихи, сочинять музыку, петь, играть на музыкальных инструментах, выражая этим свои переживания и размышления. Наше ухо — уникальный аппарат для восприятия звуковой информации. Специальные ячейки в человеческой слуховой системе способны реагировать на раздражение в 10 миллионов раз более слабое, чем прикосновение. Слух несравнимо чувствительнее, чем осязание.
«Музыка — драгоценный Божий дар, предназначенный возвысить, вдохновить и очистить душу». Елена Уайт, христианская писательница
В психологии существует термин «слуховой путь», его называют ещё «царским путём», потому что звуки обладают над человеком властью, сравнимой с царской. Звуковое раздражение может быть приятным, а может — невыносимым. Раздражая один или несколько центров высшей нервной системы, каждое слово, звук, музыкальное произведение прокладывает свои слуховые пути. Например, скрип дверей или звук трения песка о стекло, проходя по своему слуховому пути, вызывают очень неприятное ощущение.
Если мы слышим духовой оркестр, который исполняет военный марш, то нам хочется двигаться в такт музыке. Слуховой путь этих звуков проходит к центру, управляющему движением рук, ног, к центру сердечно-сосудистой деятельности, стимулирует центры положительных эмоций, вызывает душевный подъём, человек улыбается (центры движения губ, глаз). Заканчиваться этот путь может в центре удовольствия.
Похоронный марш проникает в мозг совершенно по другому пути. Траурная музыка раздражает центр сердечной деятельности, действует на клетки мозга, отвечающие за слезовыделение, человек может плакать, он чувствует боль в сердце.
Классическая музыка имеет свои слуховые пути. Большинство произведений написаны в ритме сердца (60 – 70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияют на основные функции организма. Некоторые произведения, музыкальные фразы, проникая в мозг, успокаивают возбуждённые нервные центры (например, гнева или недовольства), снимают стресс, утоляют боль, влияют на обменные процессы. Так благотворно воздействует на нас духовная музыка Баха, Бетховена, Моцарта, Бортнянского.
Но далеко не вся классическая музыка безупречна. Для слушателя небезразлично, под воздействием какого переживания композитор написал то или иное произведение, какова цель его создания, что вдохновило его творчество. Музыкальное произведение, отражая настроение композитора, влияет на слушателей, и они в результате переживают то душевный подъём, то угнетение.
Современная популярная музыка служит иным целям — возбудить, отвлечь от проблем, пробудить низменные желания. Она действует часто, как наркотик, погружая человека в состояние отрешённости. Не зря молодёжь — завсегдатаи дискотек и концертов — ценит в музыке возможность «оторваться», то есть расслабиться, раскрепоститься. Но, покинув мир звуков, такой меломан страдает от тишины, словно наркоман без дозы, и стремится сделать опьяняющие звуки постоянным фоном своей жизни: ходит по улице с плеером, загружающим его звуками через наушники, дома и в автомобиле включает музыку на полную мощность.
Гипнотический ритм
Ритм — один из сильных способов воздействия на человеческий организм. Простые, но мощные ритмы музыки вынуждают человека двигаться в этом ритме, вызывая реакцию от экстаза до галлюцинаций, от истерики до потери сознания.
Восприятие музыкального ритма связано с функциями слухового аппарата. Доминирующий ритм сначала захватывает двигательный центр мозга, а затем стимулирует некоторые гормональные функции эндокринной системы. Но главный удар направлен на те участки мозга, которые тесно связаны с половыми функциями человека.
Барабанный грохот использовали вакханки, чтобы довести себя до неистовства, под аккомпанемент подобных ритмов в некоторых племенах осуществляли казнь.
Не менее сильному воздействию подвергается способность к анализу, здравому суждению, логике — она сильно притупляется, а иногда вообще исчезает.
Именно в таком состоянии умственно-нравственного замешательства даётся «зелёный свет» наиболее диким страстям. Разрушаются барьеры нравственности, исчезают автоматические рефлексы и механизмы естественной защиты.
Особое внимание хочу уделить влиянию частот, употребляемых, например, в рок-музыке, которые имеют особое воздействие на мозг. Ритм приобретает наркотические свойства при сочетании со сверхнизкими (3 – 15 Гц) и сверхвысокими (80 000 Гц) частотами. Если ритм кратен полутора ударам в секунду и сопровождается мощным давлением сверхнизких частот, то способен вызвать у человека экстаз.
При ритме, равном двум ударам в секунду на тех же частотах слушающий впадает в танцевальный транс, похожий на наркотический. Переизбыток как высоких, так и низких частот серьёзно травмирует мозг. На рок-концертах нередки контузии звуком, звуковые ожоги, потеря слуха и памяти.
Монотонные повторения
Одна из особенности некоторых направлений современной музыки — монотонность, так звучит работающий мотор. Слушатели под неё «отключаются».
Многократное прослушивание воспитывает способность к более быстрому отключению и достижению состояния безразличия, полной отрешённости. Может быть, это и не кажется вам опасным, но весь фокус состоит в том, что состояние «обезволивания» — одно из важнейших условий, при котором происходят контакты с потусторонними силами. Беззащитная аудитория и не подозревает, что в момент их «отключки» происходит грубое вторжение в святая святых человеческого существа — сознание и подсознание. Попадая в область подсознания, информация, которую несут музыкальные произведения, передаётся через память сознательному «я», ломая, зачастую, все барьеры личности. Через музыку и текст передаётся и настроение музыканта, и его нравственные (а часто – безнравственные) установки. Результатом такого вторжения может стать немотивированная агрессия, покушение на самоубийство.
Громкость
Наше ухо устроено так, что мы комфортно себя чувствуем, воспринимая звук в 55 – 60 децибел, 70 децибел для нас уже громко. А сильный звук, переходящий пороги нормального восприятия, вызывает стресс. Громкость звука на площадке, где установлены динамики, используемые во время большинства концертов современной музыки, достигает 120 дб, а в центре площадки — до 140 – 160 дб. Для сравнения: 120 дб соответствуют реву взлетающего в непосредственной близости от вас реактивного самолёта. Средняя громкость плеера в наушниках составляет 80 – 110 дб.
Во время звукового стресса в организме выделяется стрессовый гормон — адреналин. Выброс адреналина — защитная функция организма. Но когда воздействие раздражения не прекращается, то происходит перепроизводство адреналина, который стирает часть запечатлённой в мозгу информации. Человек просто умственно деградирует.
При перепроизводстве адреналина происходит его частичный распад на адренохром. Это уже новое химическое соединение, которое по своему воздействию на психику человека подобно психоделическому (меняющему сознание) наркотику типа мескалина или псилоцибина.
Появление адренохрома в крови действует как раздражитель, побуждающий «принять» более сильную дозу, что и выполняется тут же, во время концерта.
«Музыка была создана, чтобы служить святой цели, направлять мысли к тому, что чисто, благородно, возвышенно, пробуждать в душе человека все доброе». Соответствует ли этим целям музыка, которую слушаете вы? Сделайте свой выбор, чтобы идти той дорогой, которая принесёт нам полноценное физическое, ментальное и социальное, а также духовное здоровье.
Лидия Нейкурс,
психолог