МАМИНА ШКОЛА

О раннем развитии и обучении детей

podpiska-cherez-pochtu8d

Большинство современных родителей обеспокоено тем, что нужно как можно раньше начать обучать своих чад чтению, счёту, письму. Практически в каждом населённом пункте заманчиво пестрят вывески центров раннего развития детей. А на детских площадках часто становишься невольным свидетелем того, как мамочки с гордостью делятся достижениями своих малышей. Давайте разберёмся, чему, когда и как учить детей.

В одном их своих интервью известный российский нейро­психолог, кандидат психологических наук, профессор кафедры клинической психологии факультета психологического консультирования МГППН Анна Владимировна Семенович сказала, что обучение двух-, трёхлеток чтению, письму и счёту травмирует психику ребёнка. По словам учёного, существуют нейрофизиологические законы развития мозга, энергетический потенциал которого ограничен в каждый момент времени.
Если в 2 – 3 года ребёнка начинают обучать чтению, счёту, письму, то, давая большую нагрузку на познавательные процессы, отбирают, выражаясь простым языком, энергию у эмоций. Это приводит к «поломке» программ соматического (телесного) развития, что часто вызывает психосоматические заболевания. Последствия подобного «перераспределения» энергии могут сказаться и не сразу. Например, подобная поломка программ соматического развития может «откликнуться» в возрасте 7 лет через такие проявления, как невроз навязчивых движений (энурез, сосание пальца, выдергивание волос, отрывание или кусание ногтей, детский онанизм и другие проявление этого заболевания), различные страхи, эмоциональные срывы, агрессивность, гиперактивность.

Возникает вопрос: c какого возраста и каким образом нужно готовить ребёнка к обучению в школе?
Рассмотрим, что включает в себя так называемая «подготовка к школе»? Большинство родителей считает, что подготовка к школьному обучению начинается тогда, когда их ребёнок сел за стол и начал писать цифры и буквы.
На самом деле, подготовка к обучению в школе включает в себя развитие познавательной сферы детей. Например, приучение ребёнка к соблюдению распорядка дня, что можно начинать делать уже с 2 – 3-хлетнего возраста. Дети должны знать, когда у них завтрак, обед, ужин; какая одежда для прогулок, какая — домашняя, а в какой он посещает праздничные мероприятия и т. п.
Гуляя с ребёнком, родители могут знакомить его с различными растениями, животными, предметами неживой природы, рукотворными предметами, называя их, побуждая ребёнка детально рассмотреть строение, цвет, размер каждого из них, а также сравнить с другими похожими предметами.
С ребёнком 3 – 4 лет во время прогулки можно изучать окружающий мир примерно таким образом: «Посмотри, это берёза. Она какая? А как тебе кажется, что у берёзы с кленом похожего, а что разного?» Или во время обеда можно задать ребёнку вопрос: «Мы сейчас завтракаем или обедаем? А что на столе такого, чего не было за завтраком?» Перед тем, как накрыть стол, можно спросить у малыша: «А что мы с тобой поставим на стол, когда будем ужинать? Глубокие тарелки или неглубокие? Ложки или вилки?»

Наиболее эффективно развитие детей происходит в реальной бытовой деятельности. По законам детской психологии развитие ребёнка происходит от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. И если мы учим трёхлетнего ребёнка писать буквы и цифры, то на свой страх и риск, переворачиваем этот закон. Конечно, встречаются такие дети, которые сами учатся читать в четыре года, но это, скорее всего, исключение, а не правило.
Что касается посещения групп раннего творчества, где малыши приобретают начальные навыки изобразительной, театральной, вокально-хоровой деятельности, то, несомненно, подобные занятия также способствуют развитию познавательной деятельности детей. А вот начинать обучать ребёнка счёту и чтению всё же желательно не ранее пяти лет.

В последние десятилетия большая роль для умственного развития детей отводится техническим средствам обучения. Существует огромное количество развивающих игр, телепередач для детей, способствующих познавательному развитию подрастающего поколения.
Отечественные учёные психоневрологического института имени В. М. Бехтерева с помощью научных исследований доказали, что развитие мозга детей, регулярно проводящих время перед телевизором, компьютером, гаджетами, намного отстаёт от развития мозга детей, которые проводят свой досуг в общении с окружающими людьми, чтении книг, журналов, живом познании окружающего мира.

Татьяна Кудашова,
педагог-психолог

Газета «Ваши ключи к здоровью» № 09 (105) сентябрь 2019 г.

gde-otdohnut2019