НЕ ЗАВИСИМОСТЬ

О влиянии телевидения на здоровье и не только…

podpiska-cherez-pochtu8d

Днем начала регулярного телевизионного вещания в России считается 1 октября 1931 года. В 1933 – 1936 годах в СССР было серийно выпущено свыше трех тысяч механических телевизоров марки «Б-2» с размером экрана 3×4 см в виде приставки к радиовещательному приемнику. В 1949 году промышленность начала массовый выпуск дешевого, но весьма надежного телевизора «КВН-49» с экраном 10,5×14 см. До конца 80-х годов в нашей стране существовало только два центральных канала…

Сегодня телевизоры имеют более 90% семей России. И если раньше обладание «голубым экраном» считалось необходимым и престижным, то сегодня все больше людей понимают, что важно ограничивать просмотр телепередач ради собственного эмоционального и физического здоровья.

 

Ложная релаксация

Количество времени, которое мы проводим у телеэкрана, ужасает. В среднем жители развитых промышленных городов каждый день тратят на это по три часа. А это ровно половина всего свободного времени, если не считать сна и мелких домашних дел. Следовательно, к 75 годам 9 лет человек отдал телевидению. Зрители говорят, что, едва загорается телеэкран, они моментально расслабляются. Поэтому люди связывают просмотр ТВ с отдыхом и снятием напряжения. Причем, ощущение релаксации сохраняется на протяжении всего просмотра. Но стоит выключить телевизор, и тут же происходит «принудительное» возвращение в реальность со всеми ее проблемами. Схожим образом действуют наркотики. Транквилизатор, покидающий организм слишком быстро, вызывает больше зависимости, чем тот, который выводится медленно. Точно так же зритель не выключает идущую программу, подсознательно понимая, что ощущение релаксации ослабнет, если экран погаснет. Чем чаще и дольше смотришь, тем больше хочется смотреть.

TВ «думает» за нас

Следует знать, что TВ, в некотором роде, лишает человека способности думать, воображать, дорисовывать картину, лишает фантазии. Из всех источников информации телевизор единственный предлагает человеку готовый зрительный и озвученный образ. Это полностью лишает возможности что-то додумать, представить, проанализировать.

TВ требует подчинения себе. Когда мы слушаем радио или магнитофон, то можем чем-то заняться: помыть посуду, сделать уборку, поесть. Когда смотришь телевизор, нежелательно даже есть.

В основе действия отдельных передач (рекламы) лежит один из принципов внушения. При просмотре рекламного ролика у телезрителя происходит отторжение демонстрируемого материала (т. е. представление человека об этом товаре иное), и ему кажется, что он не будет его брать в магазине. На деле же все обстоит иначе, и в последующем выборе товаров человек бессознательно отдаст предпочтение тому продукту, о котором уже «что-то слышал». Более того, именно этот товар в последующем будет вызывать в его памяти положительный ассоциативный ряд, как чего-то знакомого.

Манипуляция сознанием

Роберт Д. Макилрет (Robert D. McIlwraith) из университета в Манитобе занимался углубленным изучением телевизионных наркоманов. Он обнаружил, что они чаще других впадают в тоску, бывают, рассеянны, раздражены, им труднее концентрировать внимание. Пристрастие к просмотру телевизора они объясняют желанием отвлечься от неприятных мыслей и чем-то заполнить свободное время. Возникает вопрос: какова взаимосвязь между этими двумя явлениями? Обращаются ли люди к ТВ от тоски и одиночества или же длительный просмотр телепередач приводит их к этому? Скорее, второе утверждение ближе к истине.

«Мы должны помнить, что манипулирование психическим сознанием происходит при показе любых передач по ТВ. Телепрограмма с первых же секунд должна сигнализировать зрителю о том, что она адресована именно ему, отвечает его потребностям. После этого такие импульсы должны повторяться с достаточной периодичностью, чтобы у сидящего перед экраном человека не появилось мотивов переключить канал. Зритель выступает своеобразным «резонатором» между собственными представлениями о мире и тем, что он видит по телевизору, получая посредством просмотра, подтверждение правильности своего выбора» – пишет доцент ННГУ А. И. Фортунатов (2007 г.).

Говоря о плюсах телевидения, следует назвать получение информации, например, посредством просмотра телепередач или художественных и документальных фильмов. Однако в данном случае существует и минус. Если мы читаем книгу, у нас задействовано в большей мере левое полушарие мозга, наше сознание. Для понимания и запоминания необходима память и интеллект.

Телевидение в этом случае может позволить себе действовать иначе. Во время просмотра художественного фильма работает сразу несколько органов. Во-первых, это зрение. Во-вторых, слух. В третьих, чувства. Кроме того, активно включается воображение. Таким образом, уже через 25 – 30 минут просмотра любой телепередачи мозг человека полностью впитывает любую информацию. Происходит мощнейший процесс запоминания. Вся получаемая информация откладывается исключительно в подсознание и в дальнейшем может определять поведение человека.

Телевизор и дети

Наибольшему воздействию телевидения подвергаются дети. Связанно это с тем, что система контроля психики у детей еще до конца не сформирована. А потому почти любая информация из внешнего мира прямиком откладывается в подсознании ребенка в виде психологических установок, кодируя мозг и формируя его последующее поведение.

Прослеживая негативную роль воздействия телевидения на формирование сознания детей, подростков и молодежи, необходимо еще раз обратить внимание на такую деталь, как подача материалов СМИ в виде готовых схем, шаблонов. В результате этого мозг человека отучается думать и бессознательно ждет, что ему будет преподнесена готовая информация, без необходимости совершения над ней самостоятельного анализа.

На психологическое состояние молодых людей детей негативно влияют криминальные сцены, которые показываются по телевидению, в том числе и судебные разбирательства.

Нынешнее поколение детей «воспитывается» на рекламных роликах. Герои рекламных роликов просты и линейны, они лишены нюансов, и их желания и поступки понятны ребенку. Поэтому дети так легко перенимают поведение, образ мыслей и ценности персонажей рекламы.

Что предпринять?

На родителях лежит ответственность за то, чтобы телевизор не превращался для ребенка в привычный способ «убить время». Для этого необходимо принимать максимальное участие в жизни ребенка и наполнять ее другими интересами: кружки и спортивные секции, чтение книг, прогулки на природе, познавательные занятия.

Желательно, чтобы при просмотре передач взрослый был рядом с ребенком, мог ответить на вопросы, объяснить ту или иную ситуацию. Формируйте отношение ребенка к рекламе с юмором. Найдите подходящий момент, чтобы подшутить над тем, как думают или говорят некоторые рекламные персонажи. Покажите и расскажите ребенку о тех «хитростях», которые используют рекламодатели, для чего они делаются и как это может повлиять на ребенка. Следует научить детей находить несоответствия между рекламой и реальным продуктом, объяснить, что производителю важно продать свой товар, даже приукрасив его свойства. Объясняйте ребенку, что обладание тем или иным товаром не дает ему преимущество перед другими детьми.

Трагедия современной жизни состоит в том, что из-под ног человека (ребенка) уходят твердые основы нравственности и духовности. Поэтому бессильными становятся подчас и родители, и школа, которые не в состоянии уберечь детей и подростков от падения. Происходит это оттого, что в жизни нет главного – иной цели, кроме удовлетворения своих потребностей любыми способами. Именно такую потребительскую идеологию предлагает большинство телевизионных программ, поэтому они так притягательны для того, кто не привык мыслить другими категориями. Только личность, имеющая надежный внутренний стержень, сможет противостоять любому негативному влиянию СМИ. Учите ребенка помнить о душе, думать об истинной роли человека на земле.

Т. Алексеева