НЕ ЗАВИСИМОСТЬ

Ониомания опустошает кошельки и душу

Ониомания опустошает кошельки и душу
podpiska-cherez-pochtu8d

Ониомания – навязчивое влечение делать покупки, не сообразуясь с необходимостью и последствиями, в неимоверных количествах.

Ученые считают, что приступы «шопоголизма» связаны с нехваткой гормона серотонина, который отвечает за смену настроения. Женский организм более чувствителен к перепадам уровня серотонина, поэтому в 90% случаев ониоманы – женщины.

Патологические покупатели испытывают эйфорию, крайнее возбуждение во время процесса покупки, а потом угрызения совести, злость, огорчение и разочарование.

При помощи магнитно-резонансной томографии ученым удалось измерить электрическую активность в коре головного мозга женщин-покупательниц, а именно – в отделе коры, отвечающем за здравый смысл и рациональное мышление. Результаты показали, что в преддверии покупки способность здраво и рационально мыслить у них практически полностью исчезает, а напряжение в отделах, управляющих эмоциями и приятными ощущениями, нарастает до предела.

Почву для развития ониомании готовят детские психотравмы и склонность к депрессиям, психологические проблемы выражения чувств, трудности общения и взаимоотношений, затруднения удовлетворения основных человеческих потребностей. Приобретение какой-либо вещи, украшения или косметики, воспринимается как способ успокоить себя, вознаградить, утешить. Если у человека есть какой-то глубокий внутренний конфликт или какая-то неразрешенная проблема личностного плана, создающие внутреннее напряжение, то покупки приносят ему непродолжительное чувство радости, создают иллюзию облегчения, но только на короткое время.

Как и при других видах зависимости, когда человек не может жить без спиртного или наркотика, а потом страдает от похмелья или ломки, человек, страдающий ониоманией, как бы играет в жертву своей болезненной страсти. Например, накапливает обиды, чтобы потом в какой-то момент выплеснуть их в акте безудержного совершения покупок. Но после на ониомана со стороны близких и родных обрушиваются праведный гнев, возмущение, призывы к совести, и он начинает испытывать чувства вины, раскаяния и агрессии, направленные на самого себя.

На формирование ониомании влияет масса факторов. Одним из них является реклама.
Реклама пытается воспитывать наши вкусы, но, с другой стороны, создает условия для того, чтобы у нас в душе зарождались страхи и комплексы неполноценности.

Дразнящая реклама внушает нам, что путь к совершенству легок и приятен, но этот путь пролегает через наш кошелек. Открой его, купи, – и ты будешь совершенным. Будешь чувствовать себя лучше, выглядеть привлекательнее, будешь нравиться окружающим, иметь много друзей, добьешься успеха в чем угодно.

На рекламную индустрию работают лучшие художники, дизайнеры, имиджмейкеры, психологи, аналитики, стратеги и тактики, экономисты и финансисты. И все ради того, чтобы товар, продукт, услуга были куплены и востребованы, несмотря на то, что они могут нанести серьезный вред покупателям.

Главная цель рекламы – донести информацию о чем-то, что может подарить нам удовлетворение. У каждого в детстве или в какие-то периоды жизни имелись трудности в удовлетворении своих потребностей. Кто-то недополучил любви, ласки, внимания. Кто-то недополучил признания. И вот поезд уже ушел, а люди пытаются убежать в свое прошлое и удовлетворить те необходимые потребности сомнительным удовольствием, которое получают от покупок, навязываемых рекламой. Но этот способ иллюзорный!
Очень важно научиться воспринимать рекламу только с точки зрения получения информации, а при принятии решения «покупать – не покупать» исходить только из здравого смысла, целесообразности и необходимости.

Как же справиться с проблемой ониомании? Выход есть, он такой же, как и при других эмоциональных и поведенческих зависимостях. Прежде всего, нужно осознать свою проблему. Понять, что акт очередной покупки все равно не сможет удовлетворить ваших истинных потребностей; осознать то, в чем вы действительно нуждаетесь, – общение, человеческое тепло, признание окружающими ваших заслуг. А поскольку этот акт иллюзорен, то, значит, нужно подобрать ему здоровую альтернативу, которая действительно помогла бы обрести все это.

Важно учиться принимать решения и нести ответственность за свой выбор.

Необходимо работать с чувствами: прежде всего с чувством вины, страха, низкой самооценкой, чтобы вытеснить их чувством собственного достоинства. Учиться выражать свои чувства открыто и честно. Учиться правильно воспринимать негативные переживания, лишения или горе.

Активный отдых, творчество, общение с интересными людьми, общение с природой, богатая духовная, интеллектуальная и культурная жизнь помогают нам справляться со своими обязанностями, одновременно решая проблемы скуки и одиночества.

Подготовила С. Федина, журнал «Весть о здоровье»