НЕ ЗАВИСИМОСТЬ

Ониомания опустошает кошельки и душу

Ониомания опустошает кошельки и душу
podpiska-cherez-pochtu8d

Ониомания – навязчивое влечение делать покупки, не сообразуясь с необходимостью и последствиями, в неимоверных количествах.

Ученые считают, что приступы «шопоголизма» связаны с нехваткой гормона серотонина, который отвечает за смену настроения. Женский организм более чувствителен к перепадам уровня серотонина, поэтому в 90% случаев ониоманы – женщины.

Патологические покупатели испытывают эйфорию, крайнее возбуждение во время процесса покупки, а потом угрызения совести, злость, огорчение и разочарование.

При помощи магнитно-резонансной томографии ученым удалось измерить электрическую активность в коре головного мозга женщин-покупательниц, а именно – в отделе коры, отвечающем за здравый смысл и рациональное мышление. Результаты показали, что в преддверии покупки способность здраво и рационально мыслить у них практически полностью исчезает, а напряжение в отделах, управляющих эмоциями и приятными ощущениями, нарастает до предела.

Почву для развития ониомании готовят детские психотравмы и склонность к депрессиям, психологические проблемы выражения чувств, трудности общения и взаимоотношений, затруднения удовлетворения основных человеческих потребностей. Приобретение какой-либо вещи, украшения или косметики, воспринимается как способ успокоить себя, вознаградить, утешить. Если у человека есть какой-то глубокий внутренний конфликт или какая-то неразрешенная проблема личностного плана, создающие внутреннее напряжение, то покупки приносят ему непродолжительное чувство радости, создают иллюзию облегчения, но только на короткое время.

Как и при других видах зависимости, когда человек не может жить без спиртного или наркотика, а потом страдает от похмелья или ломки, человек, страдающий ониоманией, как бы играет в жертву своей болезненной страсти. Например, накапливает обиды, чтобы потом в какой-то момент выплеснуть их в акте безудержного совершения покупок. Но после на ониомана со стороны близких и родных обрушиваются праведный гнев, возмущение, призывы к совести, и он начинает испытывать чувства вины, раскаяния и агрессии, направленные на самого себя.

На формирование ониомании влияет масса факторов. Одним из них является реклама.
Реклама пытается воспитывать наши вкусы, но, с другой стороны, создает условия для того, чтобы у нас в душе зарождались страхи и комплексы неполноценности.

Дразнящая реклама внушает нам, что путь к совершенству легок и приятен, но этот путь пролегает через наш кошелек. Открой его, купи, – и ты будешь совершенным. Будешь чувствовать себя лучше, выглядеть привлекательнее, будешь нравиться окружающим, иметь много друзей, добьешься успеха в чем угодно.

На рекламную индустрию работают лучшие художники, дизайнеры, имиджмейкеры, психологи, аналитики, стратеги и тактики, экономисты и финансисты. И все ради того, чтобы товар, продукт, услуга были куплены и востребованы, несмотря на то, что они могут нанести серьезный вред покупателям.

Главная цель рекламы – донести информацию о чем-то, что может подарить нам удовлетворение. У каждого в детстве или в какие-то периоды жизни имелись трудности в удовлетворении своих потребностей. Кто-то недополучил любви, ласки, внимания. Кто-то недополучил признания. И вот поезд уже ушел, а люди пытаются убежать в свое прошлое и удовлетворить те необходимые потребности сомнительным удовольствием, которое получают от покупок, навязываемых рекламой. Но этот способ иллюзорный!
Очень важно научиться воспринимать рекламу только с точки зрения получения информации, а при принятии решения «покупать – не покупать» исходить только из здравого смысла, целесообразности и необходимости.

Как же справиться с проблемой ониомании? Выход есть, он такой же, как и при других эмоциональных и поведенческих зависимостях. Прежде всего, нужно осознать свою проблему. Понять, что акт очередной покупки все равно не сможет удовлетворить ваших истинных потребностей; осознать то, в чем вы действительно нуждаетесь, – общение, человеческое тепло, признание окружающими ваших заслуг. А поскольку этот акт иллюзорен, то, значит, нужно подобрать ему здоровую альтернативу, которая действительно помогла бы обрести все это.

Важно учиться принимать решения и нести ответственность за свой выбор.

Необходимо работать с чувствами: прежде всего с чувством вины, страха, низкой самооценкой, чтобы вытеснить их чувством собственного достоинства. Учиться выражать свои чувства открыто и честно. Учиться правильно воспринимать негативные переживания, лишения или горе.

Активный отдых, творчество, общение с интересными людьми, общение с природой, богатая духовная, интеллектуальная и культурная жизнь помогают нам справляться со своими обязанностями, одновременно решая проблемы скуки и одиночества.

Подготовила С. Федина, журнал «Весть о здоровье»

Сайт обрабатывает файлы cookie. Они помогают нам делать этот сайт удобнее для пользователей. Нажав кнопку «Соглашаюсь», вы даете свое согласие на обработку файлов cookie вашего браузера. Однако вы можете запретить обработку некоторых типов файлов cookie в настройках вашего браузера.
Принимаю
Отклоняю
Privacy Policy