МАМИНА ШКОЛА

Пятилетки. Какие они?

podpiska-cherez-pochtu8d

Возраст пяти лет характеризуется активным развитием физических и познавательных способностей ребёнка, общением со сверстниками. В этом возрасте основным способом познания окружающего мира является игра.

Пятилетки не только задают много вопросов, но и сами формулируют ответы или создают различные версии. Им трудно соизмерять своё «хочу» с потребностями и возможностями других людей.

В этом возрасте ребёнок стремится к большей самостоятельности. Он уже многое умеет делать сам, часто проявляет инициативу. Пятилетний ребенок способен доводить начатое дело до конца, при этом не отвлекаясь. Он способен навести порядок в комнате, убрать за собой игрушки. Но пятилеткам ещё сложно долго сосредотачивать своё внимание на том, что ему не интересно.

Детям в возрасте 5 – 6 лет нравится быть похожими на значимых для них людей. Поэтому в этом возрасте дети любят играть во «взрослые дела». Также пятилетние дети начинают пытаться играть в игры по правилам. Но здесь пока ещё нужен внешний контроль со стороны взрослых или товарищей по игре.

Пятилетний ребёнок желает показать себя миру, таким образом часто привлекая к себе внимание. Пятилетки, как никто другие, нуждаются в похвале, иначе они начнут добиваться внимания взрослого плохими поступками. Ведь если родители не отмечают то положительное, что делает ребёнок, то, как правило, они всегда обратят внимание на отрицательные поступки. А для пятилетних детей негативное внимание важнее никакого. Например, ребёнок сам взял карандаши, бумагу, нарисовал рисунок, затем поиграл с игрушками, «почитал» книжку. Иными словами, занимал сам себя определённое количество времени. Взрослый никак на это не отреагировал. И тут малыш начинает кричать, разбрасывать вещи, тянуть за хвост кошку. Взрослый, конечно же, в лучшем случае, начинает делать ребёнку замечания. А в худшем — наказывает его. Наконец-то ребёнок получает долгожданное внимание! Пусть негативное, но всё же внимание! Таким образом, взрослые часто сами провоцируют ребёнка на плохое поведение. А ведь в большинстве случаев этого можно избежать, лишь отмечая как можно больше хорошего, что делает малыш.

Общаясь со сверстниками, пятилетние дети узнают правила взаимодействия с равными себе. Они начинают более избирательно относиться к выбору друзей. Обычно дети этого возраста дружат с теми, кто обладает положительными качествами или кто более успешен в каком-либо деле.

В этом возрасте дети с радостью рассказывают, где они были, что с ними происходило. Они с большим вниманием слушают рассказы других.

Примерно в возрасте 5 – 6 лет ребёнок начинает осознавать половые различия. Он задает так называемые «неудобные» для взрослых вопросы.

Также именно в этом возрасте обычно дети задают вопросы, связанные со смертью. В этот период времени часто усиливаются страхи, особенно в период засыпания или ночью.

Родителям пятилетних детей важно:

  • Отмечать как можно больше положительных поступков ребёнка. Уважать его фантазии, не «опуская» ребёнка на землю.
  • С вниманием относиться к желаниям ребёнка.
  • Уметь ставить ограничения там, где желания ребёнка вредны для него самого или окружающих.
  • Постепенно снижать контроль и опеку, поощряя самостоятельность ребёнка.
  • В случае неудач вместе разбирать причины сложившейся ситуации и варианты выхода из неё.
  • Обращаться к ребёнку как к помощнику, тем самым развивая в нём «взрослую» позицию, а не «инфантильно-детскую» в случае обращения к ребёнку как к подчинённому.
  • Не пугаться «неудобных вопросов». Отвечать только на те, которые он задаёт, не углубляясь в данную тематику.
  • Помогать ребёнку справляться со страхами. Не винить его за то, что он боится чего или кого-либо.
  • На вопросы, связанные со смертью, отвечать честно. Отсутствие информации на эту тему может порождать у ребёнка различные фантазии, которые могут быть страшнее, чем реальность.

Пусть Господь даст вам мудрости в воспитании детей!

Татьяна Кудашова,
педагог-психолог, магистр общественного здравоохранения