Недостаточность внимания, или синдром СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность), — довольно распространена в современном обществе. Какова причина появления этого расстройства, и что делать?
Гиперактивность — состояние, при котором активность и возбудимость ребёнка превышает принятые в обществе нормативы и является проблемой не только для него самого, но и для окружающих. Гиперактивность является признаком слабой нервной системы, склонной к быстрому переутомлению.
Отвлекаемость (или нарушение внимания) — расстройство внимания, при котором ребёнок быстро переключается на новые объекты или внешние раздражители.
Часто недостаток внимания сопровождается двигательной расторможенностью. Ребёнок не может усидеть на месте, всё время крутится, пытается куда-то залезть. При выполнении заданий, требующих усидчивости, тоже проявляет беспокойство.
Причина появления СДВГ
Среди основных факторов выделяют медицинские, генетические и психосоциальные. В основе нарушения лежит задержка развития связанных между собой мозговых структур, обеспечивающих процессы поведенческого торможения и самоконтроля. Лобные доли, «дирижёры» всех отделов мозга и контролёры речи, дозревают у таких детей позже обычного. Отсюда и сложность в управлении эмоциями, поведением: чрезмерная нетерпеливость, повышенная двигательная активность, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, чрезмерная болтливость и шумливость.
Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной во время обучения в детском саду или школе, где требуется высокая степень самоконтроля поведения. Ребёнок с СДВГ не в состоянии выполнить требования к обучению в полной мере. Во время уроков ему сложно справляться с предлагаемыми заданиями, так как он испытывает трудности в организации работы и доведении её до конца. По сравнению со сверстниками у него гораздо сложнее формируются навыки письма, чтения, счёта.
Если взрослый не учитывает эти биологические факторы, то ребёнок вызывает раздражение, из которого следуют наказания, усугубляющие состояние ребёнка и его положение в коллективе.
Что делать?
Здесь перед родителем встаёт множество новых задач, требующих от взрослого принятие ребёнка, отказ от каких-то своих ожиданий в отношении него, перестройку уклада всей семьи.
Многофакторность появления нарушения требует от взрослого комплексного подхода к оказанию помощи ребёнку. Конечно, важно наблюдение у невролога. Другое направление — создание благоприятных условий для воспитания и обучения ребёнка. И здесь нужны общие усилия родителей, педагогов, психолога.
Родители нуждаются в обучении: правильному взаимодействию с ребёнком, умению реагировать в кризисных ситуациях, сохранять спокойствие, придерживаться правил.
Режим дня поможет родителям уравновесить состояние ребёнка, избегая его перевозбуждения и чрезмерного утомления. Длительное нахождение в коллективе сверстников, шумные игры приводят ребёнка к перевозбуждению, что ещё больше затрудняет умственную деятельность. Такие дети нуждаются в отдыхе после школьных занятий, некоторым необходим дневной сон, и всем — относительное одиночество, отдых от коллектива.
Соблюдайте последовательность, важно не идти «на поводу» у ребёнка. Вседозволенность в такой ситуации — плохой помощник. У взрослых, окружающих ребёнка, должны быть единые, не противоречивые требования и ограничения. Старайтесь избегать слов «нет» и «нельзя». Негативные методы для детей с СДГВ неэффективны. Из-за высокой чувствительности к отрицательным стимулам они плохо воспринимают наказание, но быстро реагируют на похвалу.
Выделяйте время для домашних заданий. Необходимо проверять, как усвоил ребёнок пройденный в классе материал, не осталось ли пробелов. Чтобы ребёнок не забыл выполнить задания, используйте «напоминалки» — записочки, наклейки в пенале или на стенке, благодаря которым ребёнок может вспомнить о необходимости взять с собой вещь, куда-то сходить или что-то сделать. Важно напоминать и поощрять его за выполненное.
Доброжелательная обстановка дома и режим дня будут стабилизировать гиперактивность.
Если взрослый тревожен, находится в состоянии стресса, то он не может помочь ребёнку. Эмоционально опустошённый родитель не сможет оказать поддержку ребёнку. Такое состояние характеризуется срывами, за которыми следует чувство вины.
Как сохранить стабильность
Тайм-ауты и дыхательные упражнения частично могут помочь взрослому. Но изменить ситуацию, помочь принять своего ребёнка таким, какой он есть, полюбить его такого, какой он есть, не стыдиться своего ребёнка помогает смиренное обращение за помощью к Богу в молитве. Когда взрослый понимает, что его эмоциональные ресурсы ограничены, и прибегает в молитве к Господу за умиротворением, спокойствием, и мудростью, просьба не остаётся без ответа.
«Придите ко Мне все, несущие тяжкое бремя трудов и забот, и Я успокою вас! Примите на себя иго [заповедей] Моих и у Меня учитесь, ибо кроток Я и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим, потому что иго Моё удобно [нести], и ноша Моя легка» (Евангелие от Матфея 11:28–30, перевод Института перевода Библии при Заокской духовной академии). Бог приглашает принести Ему страх о будущем ребёнка, стыд за его поведение, за то, что он «не такой», усталость от ежедневных занятий с уроками. В этом приглашении большой вызов для тревожного родителя — отдать контроль над собой Богу.
По мере роста у значительной части детей нарушения в нервной системе мозга компенсируются. Чрезмерная импульсивность, нетерпеливость, забывчивость, непоседливость, быстрые и частые смены настроения могут наблюдаться и во взрослой жизни. Однако основным фактором успешности во взрослой жизни будут не оценки и успеваемость, а умение адаптироваться к меняющимся условиям, строить отношения с другими людьми. Внутренним стержнем, который поможет ребёнку адаптироваться в меняющихся условиях станут тёплые доверительные отношения, принятие родителей, их вера в возможности своего ребёнка.
Мария Вачева, психолог
питание при СДВГ
Снизьте потребление, а лучше исключите из рациона:
Рафинированный сахар. Нейроны очень чувствительны к резким перепадам уровня глюкозы.
Пищевые добавки и продукты быстрого приготовления. Среди них выделяются: Е102, Е104, Е110, Е122, Е951, глутамат. Эти добавки могут нарушить баланс нейронов и вызвать расстройство в поведении, неспособность сосредоточиться и закончить начатое дело.
Стимуляторы. Кофеин, который содержится в шоколаде, кофе, кока-коле, блокирует нейромедиаторы и возмущает сложный химический баланс мозга, отвечающий за психическую и эмоциональную стабильность.
Увеличьте потребление следующих продуктов:
Орехи и семена богаты триптофаном — предшественником серотонина, нейромедиатора хорошего самочувствия. Содержащиеся в них фосфолипиды способствуют сохранению сбалансированности нервной системы.
Цельнозерновые продукты поддерживают стабильный уровень глюкозы в крови. Зёрна — хороший источник витаминов группы В, необходимых для стабильного функционирования нейронов.
Овощи и фрукты — хороший источник витаминов и минералов, недостаток которых способствует проявлению нервного напряжения.
Джордж Памплона-Рождер, «Здоровое питание»