МАМИНА ШКОЛА

Здоровье с мамой

podpiska-cherez-pochtu8d

К моменту рождения каждый ребёнок обладает рядом безусловных рефлексов, которые ему необходимы для выживания. Например, он кричит, если его что-то тревожит, и тем самым привлекает внимание мамы. Он умеет сосать, удовлетворяя свою потребность в пище. Он умеет дышать — этому его никто не учил. И это, действительно очень важно для сохранения жизни. Но и не только. Крик, дыхание, сосательные движения — всё это подготовительный этап речевой деятельности. Недаром логопед во время обследования выясняет у мамы, как реализовывались эти рефлексы в младенчестве.

Часто недоношенных детей вскармливают искусственно, а у некоторых вообще не реализуется сосательный рефлекс, т.к. их кормят через зонд. В обоих случаях рече­двигательные мышцы не получают должного развития, потому что для сосания маминой груди ребёнку необходимо приложить массу усилий. В этом процессе участвуют более 20 мускулов лица, 12 мышц гортани, 17 мышц языка, которые подготавливают речевой аппарат к речевой деятельности. Сначала появляется лепет (гласные), потом гуление (добавляются согласные — слоги). А если сосания не было, то это становится одной из составляющих причины отставания в речевом развитии, нарушении звукопроизношения, слоговой структуры слов. Как помочь своему малышу?

Массаж, самомассаж лица, языка

Не всегда есть возможность делать массаж у логопеда. А если логопед и будет делать массаж, то только во время занятия, что катастрофически мало при данном положении дел. Заинтересованная мама обязательно будет делать некоторые упражнения с ребёнком дома, тем более, что ребёнок больше доверяет маме и не будет бояться манипуляций на своём лице.

  • Поглаживания, похлопывание.
  • Нажимание на точку на под­бородке для снятия напряжения.
  • Поглаживания на языке тыльной стороной чайной ложки.
  • Покусывание верхней и нижней губы.
  • Пожёвывание языка слева, справа, кончика языка, спинки языка.
  • Поскабливание языка верхними зубами.

Массаж ушных раковин

Помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные способности.

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем с вами мы играть.
Есть у ушка бугорок под названьем «козелок».
Напротив ушка мы помнём и опять считать начнём.
Раз, два, три, четыре, пять.
Продолжаем мы играть.
Сверху в ушке ямка есть, нужно ямку растереть.
Раз, два, три, четыре, пять.
Продолжаем мы играть.
Из ушка к верхушке дорожка идёт.
По этой дорожке наш пальчик пройдёт.
Погладим её мы, чтоб гладкой была…
И дальше продолжится наша игра.
Снизу в ушке ямка есть.
Нужно ямку растереть.
Раз, два, три, четыре, пять.
Продолжаем мы считать.
Ушкам отдыхать пора, вот и кончилась игра.

Резонаторный массаж

  • Постукивание по груди с произнесением звука М.
  • Постукивание по крыльям носа с произнесение звука М.
  • Постукивание по второму подбородку с произнесением звука М.

Дыхательные упражнения

Речевое дыхание — это короткий вдох и длительный выдох.

Дыхательные упражнения повышают общий жизненный тонус, сопротивляемость организма заболеваниям дыхательной системы, предупреждают застойные явления в лёгких, выводят мокроту, укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность диафрагмы, стимулируют обмен веществ, благотворно воздействуют на эндокринную, сердечно-сосудистую системы, насыщают организм кислородом.

– Вдохнули и на длительном выдохе пропели любую гласную:

Паровозики поехали — УУУУУУУУ
Песенка Оленьки — ААААААААА
Дедушка поругал — ЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭ (покачали головой)

– Игра на дудочке, свистульке, губной гармошке.

– Выдувание водных пузырей через соломинку, опущенную в ёмкость с водой.

– Надувание воздушных шариков.

Артикуляционные упражнения

Способствуют укреплению речевых мышц, усиливают кровообращение и тем самым усиливают питание этих мышц и развитие. Развивают переключаемость с одной речевой позиции на другую, умение удержать язык в нужной позиции, что важно при обучении правильному звукопроизношению. Увеличивают амплитуду движения и возможности языковых мышц, что значительно облегчает самому ребёнку процесс обучения.

  • Лягушки — слоники (вытягивание губ в трубочку — улыбка).
  • Нахмуривание и поднимание бровей (рассердились — удивились.)
  • Вращательные движения губами.
  • Дотягивание языком до носа, до подбородка: вверх — вниз, тоже до верхних и нижних зубов (покачали язычок на качелях).
  • Почистили языком верхние — нижние зубы.
  • Намажьте ребёнку верхнюю губу вареньем (сгущёнкой и т.д.), пусть оближет языком.
  • Цоканье языком (поскакали на лошадке).
  • Поиграйте в дразнилки. Язык «бегает» по верхней губе со звуком бл-бл-бл.

Массаж стоп

На подошве стоп находится около 2 тысяч нервных окончаний. При массаже стопы ноги должны быть максимально расслаблены. Проводится он в положении сидя или лёжа на животе.

  • Растираем всю стопу (поглаживание, растирание, надавливание) от пятки к пальцам.
  • Затем потянуть каждый палец и сжать стопу с боков двумя ладонями сбоку. Потом вновь поглаживать, проводить вращательные движения каждого пальца.
  • Можно использовать массажные мячики.

Эти технологии не только способствуют речевому развитию вашего ребёнка, но и укрепляют здоровье.

Ирина Кулагина,
учитель-логопед, г. Ульяновск