МАМИНА ШКОЛА

Здоровье с мамой

podpiska-cherez-pochtu8d

К моменту рождения каждый ребёнок обладает рядом безусловных рефлексов, которые ему необходимы для выживания. Например, он кричит, если его что-то тревожит, и тем самым привлекает внимание мамы. Он умеет сосать, удовлетворяя свою потребность в пище. Он умеет дышать — этому его никто не учил. И это, действительно очень важно для сохранения жизни. Но и не только. Крик, дыхание, сосательные движения — всё это подготовительный этап речевой деятельности. Недаром логопед во время обследования выясняет у мамы, как реализовывались эти рефлексы в младенчестве.

Часто недоношенных детей вскармливают искусственно, а у некоторых вообще не реализуется сосательный рефлекс, т.к. их кормят через зонд. В обоих случаях рече­двигательные мышцы не получают должного развития, потому что для сосания маминой груди ребёнку необходимо приложить массу усилий. В этом процессе участвуют более 20 мускулов лица, 12 мышц гортани, 17 мышц языка, которые подготавливают речевой аппарат к речевой деятельности. Сначала появляется лепет (гласные), потом гуление (добавляются согласные — слоги). А если сосания не было, то это становится одной из составляющих причины отставания в речевом развитии, нарушении звукопроизношения, слоговой структуры слов. Как помочь своему малышу?

Массаж, самомассаж лица, языка

Не всегда есть возможность делать массаж у логопеда. А если логопед и будет делать массаж, то только во время занятия, что катастрофически мало при данном положении дел. Заинтересованная мама обязательно будет делать некоторые упражнения с ребёнком дома, тем более, что ребёнок больше доверяет маме и не будет бояться манипуляций на своём лице.

  • Поглаживания, похлопывание.
  • Нажимание на точку на под­бородке для снятия напряжения.
  • Поглаживания на языке тыльной стороной чайной ложки.
  • Покусывание верхней и нижней губы.
  • Пожёвывание языка слева, справа, кончика языка, спинки языка.
  • Поскабливание языка верхними зубами.

Массаж ушных раковин

Помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные способности.

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем с вами мы играть.
Есть у ушка бугорок под названьем «козелок».
Напротив ушка мы помнём и опять считать начнём.
Раз, два, три, четыре, пять.
Продолжаем мы играть.
Сверху в ушке ямка есть, нужно ямку растереть.
Раз, два, три, четыре, пять.
Продолжаем мы играть.
Из ушка к верхушке дорожка идёт.
По этой дорожке наш пальчик пройдёт.
Погладим её мы, чтоб гладкой была…
И дальше продолжится наша игра.
Снизу в ушке ямка есть.
Нужно ямку растереть.
Раз, два, три, четыре, пять.
Продолжаем мы считать.
Ушкам отдыхать пора, вот и кончилась игра.

Резонаторный массаж

  • Постукивание по груди с произнесением звука М.
  • Постукивание по крыльям носа с произнесение звука М.
  • Постукивание по второму подбородку с произнесением звука М.

Дыхательные упражнения

Речевое дыхание — это короткий вдох и длительный выдох.

Дыхательные упражнения повышают общий жизненный тонус, сопротивляемость организма заболеваниям дыхательной системы, предупреждают застойные явления в лёгких, выводят мокроту, укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность диафрагмы, стимулируют обмен веществ, благотворно воздействуют на эндокринную, сердечно-сосудистую системы, насыщают организм кислородом.

– Вдохнули и на длительном выдохе пропели любую гласную:

Паровозики поехали — УУУУУУУУ
Песенка Оленьки — ААААААААА
Дедушка поругал — ЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭ (покачали головой)

– Игра на дудочке, свистульке, губной гармошке.

– Выдувание водных пузырей через соломинку, опущенную в ёмкость с водой.

– Надувание воздушных шариков.

Артикуляционные упражнения

Способствуют укреплению речевых мышц, усиливают кровообращение и тем самым усиливают питание этих мышц и развитие. Развивают переключаемость с одной речевой позиции на другую, умение удержать язык в нужной позиции, что важно при обучении правильному звукопроизношению. Увеличивают амплитуду движения и возможности языковых мышц, что значительно облегчает самому ребёнку процесс обучения.

  • Лягушки — слоники (вытягивание губ в трубочку — улыбка).
  • Нахмуривание и поднимание бровей (рассердились — удивились.)
  • Вращательные движения губами.
  • Дотягивание языком до носа, до подбородка: вверх — вниз, тоже до верхних и нижних зубов (покачали язычок на качелях).
  • Почистили языком верхние — нижние зубы.
  • Намажьте ребёнку верхнюю губу вареньем (сгущёнкой и т.д.), пусть оближет языком.
  • Цоканье языком (поскакали на лошадке).
  • Поиграйте в дразнилки. Язык «бегает» по верхней губе со звуком бл-бл-бл.

Массаж стоп

На подошве стоп находится около 2 тысяч нервных окончаний. При массаже стопы ноги должны быть максимально расслаблены. Проводится он в положении сидя или лёжа на животе.

  • Растираем всю стопу (поглаживание, растирание, надавливание) от пятки к пальцам.
  • Затем потянуть каждый палец и сжать стопу с боков двумя ладонями сбоку. Потом вновь поглаживать, проводить вращательные движения каждого пальца.
  • Можно использовать массажные мячики.

Эти технологии не только способствуют речевому развитию вашего ребёнка, но и укрепляют здоровье.

Ирина Кулагина,
учитель-логопед, г. Ульяновск

 

Сайт обрабатывает файлы cookie. Они помогают нам делать этот сайт удобнее для пользователей. Нажав кнопку «Соглашаюсь», вы даете свое согласие на обработку файлов cookie вашего браузера. Однако вы можете запретить обработку некоторых типов файлов cookie в настройках вашего браузера.
Принимаю
Отклоняю
Privacy Policy