ЗДОРОВЬЕ И БИБЛИЯ

4 способа борьбы с тревогой

4 способа борьбы с тревогой
podpiska-cherez-pochtu8d

Серия статей «Как не сойти с ума» посвящена разговору о наиболее широко встречающихся психических расстройствах с целью поиска механизмов, раскрытых в Библии, использование которых содействует исцелению мышления, когнитивной терапии. В прошлой статье речь шла о паранойе, на этот раз поразмышляем о тревоге.

Одним из психических расстройств является тревога. Согласно энциклопедическому словарю медицинских терминов, «тревога в психиатрии — аффект ожидания какого-либо неприятного события». В свою очередь слово «аффект» означает «эмоциональное состояние, характеризующееся болезненным возбуждением чувств, включением воли, вместе с тем сильным ослаблением ясности мышления и его влияния» (Философская энциклопедия). Речь идёт о состоянии, при котором человека охватывают определённые эмоции, не поддающиеся контролю разума. Новый словарь русского языка даёт тревоге следующее определение: «Сильное душевное волнение, беспокойство, смятение (обычно в ожидании опасности, чего-либо неизвестного)».

Тревога отличается от страха. «Страх всегда имеет причину. Исчезла угроза — пропал страх. Тревога не имеет видимых оснований. Страх обостряет чувства, мобилизует силы и побуждает к действиям. Тревога парализует волю, мучит, угнетает, причиняет душевные и физические страдания, приводит к болезням, а иногда даже к смерти» (Евгений Гольц­ман, «Век тревоги», журнал «Наука и жизнь», 2001 г.).

Чарльз Спилбергер выделяет два вида тревожности:

1. Ситуативная тревожность, т. е. порождённая некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьёзно и ответственно подойти к решению возникающих проблем.

2. Личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчётного страха, неопределённым ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. О ней мы и поговорим.

Обратимся к учению Иисуса Христа, фрагменту из Его известной Нагорной проповеди, где содержится ряд целительных принципов.

1. «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело — одежды?» (Матфея 6:25).

Слово «заботиться» в оригинале используется глагол мэримнaо (греч.), который означает «тревожиться, изводиться». Иисус Христос в этом отрывке учит именно преодолению тревоги. Он призывает задуматься о ценности того, что у нас есть, вместо переживания о том, чего у нас нет, научиться видеть и отдавать предпочтение важному над второстепенным. Эта мысль хорошо иллюстрируется в четверостишье, приписываемом Омару Хайяму:

Я был в обиде на Творца,
Что не имел сапог,
Пока не встретил молодца,
Который был без ног.

Что важнее — ноги или сапоги, душа (жизнь) или пища, тело или одежда?

2. «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Матфея 6:26).

Учитель призывает нас осознать свою значимость в мироздании. «В жизни своей, — говорил раввин Симеон, — не довелось мне видеть оленя, сушащего инжир, или льва, носящего тяжести, или лису, торгующую различными товарами, а все они насыщены без всяких забот и волнений. Если те, кто создан, чтобы служить мне, насыщены без всяких волнений, то уж я-то, который создан для того, чтобы служить моему Господу, и подавно должен быть насыщен без всяких волнений и забот».

3. «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть?» (Матфея 6:27).

Перевод епископа Кассиана передаёт эту фразу следующим образом: «И кто из вас, заботясь [тревожась — прим. ред.], может прибавить к сроку жизни своей малую меру?»

Иисус Христос приглашает нас осознать, что беспокойство не приносит никакой пользы, не изменяет обстоятельства; оно бесполезно.

4. «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своём: довольно для [каждого] дня своей заботы» (Матфея 6:34).

Спаситель призывает нас жить в настоящем. Зачем тревожиться о том, чего ещё нет? Опыт жизни свидетельствует: большая часть того, о чём люди переживают, никогда не происходит; между тем при тревоге огромные внутренние ресурсы тратятся на то, чего нет в реальности, вместо решения реальных проблем. Говоря словами Дэйла Карнеги, «живите в герметичном отсеке сегодняшнего дня».

И вновь слова поэта:

Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь,
Дел сегодняшних завтрашней меркой не мерь,
Ни былой, ни грядущей минуте не верь,
Верь минуте текущей — будь счастлив теперь!

В завершение призыв апостола Павла: «Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Филиппийцам 4:6, 7).

Будьте здоровы и счастливы!

Виталий Олийник

Газета «Ваши ключи к здоровью» № 01 (85) январь 2018 г.

Сайт обрабатывает файлы cookie. Они помогают нам делать этот сайт удобнее для пользователей. Нажав кнопку «Соглашаюсь», вы даете свое согласие на обработку файлов cookie вашего браузера. Однако вы можете запретить обработку некоторых типов файлов cookie в настройках вашего браузера.
Принимаю
Отклоняю
Privacy Policy