МАМИНА ШКОЛА

Как сохранить осанку школьника?

podpiska-cherez-pochtu8d

Осанка – это, если сформулировать коротко и просто, – положение, в котором человек держит свое тело. Правильную осанку ни с чем не спутаешь: туловище выпрямлено, голова поднята, плечи расправлены. Если человек ходит сгорбившись, опустив голову и плечи, выпятив живот, – это неправильная осанка. Такая осанка не только некрасива, но и вредна, она затрудняет деятельность внутренних органов и, в большинстве случаев, связана с искривлением позвоночника. Чаще всего мы портим осанку еще в детстве. Как сохранить ребенку красивую осанку и здоровую спину до самого окончания школы?

Нелегкий груз знаний

Не стоит покупать ребенку портфель, который нужно носить в одной руке. Для равномерного распределения нагрузки школьнику нужен ранец, причем вес ранца не должен превышать 10% от массы тела ученика. Пустой ранец должен весить не больше 700-800 г. Лучше всего купить ранец с большим количеством секций и карманов – так ребенку будет удобнее раскладывать свои вещи, а вы сможете проследить, чтобы вес содержимого ранца распределялся равномерно, и вещи не перемещались при ходьбе.

У школьного ранца обязательно должна быть твердая спинка. Однако “твердая” не означает “жесткая” – место соприкосновения со спиной ребенка должно быть в меру смягченным, например, специальной подкладкой. Ширина ранца не должна превышать ширину плеч ребенка, а высота должна быть не более 30 см. Лямки ранца не должны давить или впиваться в плечи, у них должна быть возможность регулировки, чтобы одинаково удобно было носить ранец и на легкую весеннюю куртку, и на зимний пуховик.

Проверьте рабочее место

Стол и стул должны соответствовать росту и возрасту ребенка. Это можно проверить так: посадите его на стул, чтобы ступни ног ровно стояли на полу. Если угол между бедром и голенью прямой, стул ребенку в самый раз. Если угол острый – стул маловат, если тупой – велик. Кстати, край крышки стула не должен упираться в подколенную чашечку. Правильность выбора стола определяют по опущенной прямой руке сидящего на стуле ребенка. Локоть должен быть на 5 – 6 сантиметров ниже крышки стола.

Стол соответствующей высоты обеспечивает расстояние от глаз до рабочей плоскости (тетради или книги) в 30 – 35 см, предплечья и кисти при этом свободно лежат на столе. Правильное положение стула позволяет сидеть прямо, не наклоняясь вперед и не прогибаясь назад. Во время чтения, письма стул должен заходить за крышку стола на 3 – 5 см. Ребенок не должен опираться грудью о край стола. Между туловищем и краем стола должно быть расстояние в ширину ладони.

Еще одна причина плохой осанки – плохое освещение. Ведь недостаток света заставляет школьника наклоняться к рабочей поверхности как можно ниже – “писать носом”.

Значение имеет не только поза школьника и размеры его парты, но и общая расстановка мебели в классе. Парты должны быть размещены в три ряда так, чтобы свет падал с левой стороны. При этом не менее двух раз в год школьников, сидящих в первом и третьем рядах, нужно менять местами: те, кто вначале сидел в третьем ряду, затем должны быть пересажены в первый, и наоборот. Использовать большее количество рядов в классе запрещено, так как дети, сидящие в крайних рядах, в таких условиях получат плохой угол зрения по отношению к доске и будут вынуждены поворачивать корпус тела.

 Не только в школе

В домашних условиях также необходимо придерживаться правил подбора ученической мебели в соответствии с ростом ребенка и не забывать, что освещение должно быть слева. Психологи рекомендуют отказаться от привычного положения для мебели “лицом в стену”. Для ребенка стена – это символ некоей безысходности, и это ни в коей степени не способствует вдохновению. А вот стена за спиной дает ощущение защищенности, надежного тыла. Потому рабочий стол школьника лучше ставить таким образом, чтобы ребенок сидел спиной к стене, а перед ним было свободное пространство.

Стоит коснуться и качества домашней мебели. Материал, из которого она изготовлена, должен быть качественным и экологически чистым. Острые углы и элементы декора, которые мешают правильной позе ребенка, недопустимы.

Во время подготовки домашних заданий нужно делать 15-минутные перерывы через каждые 45 минут и через каждые 15 минут менять позу. Кроме того, в дневном распорядке нужно выделить время и для прогулок, и для подвижных игр.

Хорошо, если кровать ребенка имеет ортопедический или другой достаточно жесткий матрас. Слишком мягкий матрас не приносит пользы. Родители часто забывают о том, что дети быстро вырастают не только из одежды, но и из мебели, и часто кровать оказывается “немного маловата”. Даже если пятки школьника еще не свисают с кровати, а вписываются в нее с точностью до сантиметра – это маленькая кровать. Не стоит экономить на кровати, в которой школьник проводит треть своего времени. Если, конечно, вы хотите, чтобы ребенок вырос с правильной осанкой и здоровой спиной.

М. Евсеева,
журнал “Здоровье школьника”

Газета «Ваши ключи к здоровью» сентябрь 2008 г.

Сайт обрабатывает файлы cookie. Они помогают нам делать этот сайт удобнее для пользователей. Нажав кнопку «Соглашаюсь», вы даете свое согласие на обработку файлов cookie вашего браузера. Однако вы можете запретить обработку некоторых типов файлов cookie в настройках вашего браузера.
Принимаю
Отклоняю
Privacy Policy