Вашему ребёнку исполнилось четыре года. Какие психологические изменения ожидают его в ближайший год жизни?
Возраст от четырёх до пяти лет называют «периодом относительного затишья». Ребёнок вышел из кризиса трёх лет, а это значит, что он стал более самостоятельным, послушным, спокойным. В этот возрастной период у ребят снижается утомляемость, настроение становится более стабильным, менее подверженным перепадам.
У детей четырех лет резко возрастает интерес ко всему, что его окружает. В этом возрасте дети начинают понимать чувства других людей, сопереживать им. У ребёнка появляется большой интерес к сверстникам, а также увеличивается потребность в признании и уважении с их стороны.
Дети четырех лет очень любознательны. Они задают много вопросов обо всём, что видят. Но у них ещё недостаточно развито произвольное внимание. Поэтому их трудно заставить заниматься тем, что им не интересно. Активно развивается воображение. Ребёнок живет в мире мечты, фантазии, сказок. В своих фантазиях он становится тем, кем хотел бы быть. Но чувствуя себя недостаточно защищённым от внешнего мира, часто ребёнок испытывает различные страхи.
У детей от четырёх до пяти лет пробуждается интерес к правилам поведения. Именно в этом возрасте дети особо обращают внимание на то, что кто-то что-то неправильно сделал.
На что следует обратить внимание родителей детей четырех лет
Определите ваши семейные законы и правила, которые ребёнок обязан соблюдать. Но помните, что таких запретов должно быть немного. Ведь большое количество ограничений ребёнок этого возраста просто не в состоянии соблюсти.
Запреты порождают в ребёнке четырех лет злость, протест, чувство вины. Поэтому запрещая что-либо, предложите ребёнку альтернативу. Например, некоторые родители, дети которых рисуют на стенах, вешают рулон старых обоев на стену. Через сердцевину рулона продевают веревку, концы которой завязывают. Верёвка закрепляется на гвозде в стене. Затем обои разматывают до самого пола. Дети с огромным удовольствием рисуют на изнаночной стороне обоев. Затем изрисованная часть обоев сматывается в рулон и лежит на полу. А её место занимает чистая часть обоев. Имея такое место для творчества, дети, как правило, уже не рисуют на стенах.
По возможности, избегайте употребления слов «нельзя» и «нет». Например, вместо того, чтобы сказать ребёнку: «Нельзя рвать книги!», лучше было бы сказать примерно так: «Книги портятся, когда их рвут. Книги рвать плохо».
Будьте примером для ребёнка. Ведь дети воспринимают не слова, а поступки. Если родители запрещают играть ребёнку в компьютерные игры, а сами в них играют, воспримет ли ребёнок четырех лет такой запрет родителей? Конечно, нет.
Не рассказывайте в присутствии ребёнка истории, которые могут вызвать у него страхи. Это истории о бандитах, тяжёлых болезнях, смерти и т.д.
Если ребёнок четырех лет чего-то боится, то нельзя высмеивать или стыдить его за это. Необходимо внимательно выслушивать рассказы ребёнка о его страхах.
Находите возможности для совместных игр вашего ребёнка с другими детьми.
Чаще подчеркивайте то, что ребёнок сделал что-то сам, что он уже многое умеет. Это будет хорошим стимулом для развития трудолюбия и самостоятельности.
Обсуждайте с ребёнком его фантазии, предлагайте повороты сюжетной линии, давайте нравственные оценки поступкам героев.
Уважительно относитесь ко всем, даже неверным соображениям ребёнка четырех лет. Ведь любое проявление неуважения со стороны взрослых к умозаключениям ребёнка может отбить у него интерес к познавательной деятельности, а также лишить его уверенности в себе. Взрослым следует не оценивать детей, а обсуждать с ними их соображения и возражать им как бы на равных, а не свысока.
Проявляйте заинтересованное, доброжелательное отношение к вопросам ребёнка, даже если он задаёт одни и те же вопросы по несколько раз. Ведь дети четырех лет, не получающие от взрослого ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим.
Обсуждайте с ребёнком на его языке любые события и явления, интересующие его.
Татьяна Кудашова,
педагог-психолог, магистр общественного здравоохранения