МАМИНА ШКОЛА

Если ребёнку четыре года

podpiska-cherez-pochtu8d

Вашему ребёнку исполнилось четыре года. Какие психологические изменения ожидают его в ближайший год жизни?

Возраст от четырёх до пяти лет называют «периодом относительного затишья». Ребёнок вышел из кризиса трёх лет, а это значит, что он стал более самостоятельным, послушным, спокойным. В этот возрастной период у ребят снижается утомляемость, настроение становится более стабильным, менее подверженным перепадам.

У детей четырех лет резко возрастает интерес ко всему, что его окружает. В этом возрасте дети начинают понимать чувства других людей, сопереживать им. У ребёнка появляется большой интерес к сверстникам, а также увеличивается потребность в признании и уважении с их стороны.

Дети четырех лет очень любознательны. Они задают много вопросов обо всём, что видят. Но у них ещё недостаточно развито произвольное внимание. Поэтому их трудно заставить заниматься тем, что им не интересно. Активно развивается воображение. Ребёнок живет в мире мечты, фантазии, сказок. В своих фантазиях он становится тем, кем хотел бы быть. Но чувствуя себя недостаточно защищённым от внешнего мира, часто ребёнок испытывает различные страхи.

У детей от четырёх до пяти лет пробуждается интерес к правилам поведения. Именно в этом возрасте дети особо обращают внимание на то, что кто-то что-то неправильно сделал.

На что следует обратить внимание родителей детей четырех лет

Определите ваши семейные законы и правила, которые ребёнок обязан соблюдать. Но помните, что таких запретов должно быть немного. Ведь большое количество ограничений ребёнок этого возраста просто не в состоянии соблюсти.

Запреты порождают в ребёнке четырех лет злость, протест, чувство вины. Поэтому запрещая что-либо, предложите ребёнку альтернативу. Например, некоторые родители, дети которых рисуют на стенах, вешают рулон старых обоев на стену. Через сердцевину рулона продевают веревку, концы которой завязывают. Верёвка закрепляется на гвозде в стене. Затем обои разматывают до самого пола. Дети с огромным удовольствием рисуют на изнаночной стороне обоев. Затем изрисованная часть обоев сматывается в рулон и лежит на полу. А её место занимает чистая часть обоев. Имея такое место для творчества, дети, как правило, уже не рисуют на стенах.

По возможности, избегайте употребления слов «нельзя» и «нет». Например, вместо того, чтобы сказать ребёнку: «Нельзя рвать книги!», лучше было бы сказать примерно так: «Книги портятся, когда их рвут. Книги рвать плохо».

Будьте примером для ребёнка. Ведь дети воспринимают не слова, а поступки. Если родители запрещают играть ребёнку в компьютерные игры, а сами в них играют, воспримет ли ребёнок четырех лет такой запрет родителей? Конечно, нет.

Не рассказывайте в присутствии ребёнка истории, которые могут вызвать у него страхи. Это истории о бандитах, тяжёлых болезнях, смерти и т.д.

Если ребёнок четырех лет чего-то боится, то нельзя высмеивать или стыдить его за это. Необходимо внимательно выслушивать рассказы ребёнка о его страхах.

Находите возможности для совместных игр вашего ребёнка с другими детьми.

Чаще подчеркивайте то, что ребёнок сделал что-то сам, что он уже многое умеет. Это будет хорошим стимулом для развития трудолюбия и самостоятельности.

Обсуждайте с ребёнком его фантазии, предлагайте повороты сюжетной линии, давайте нравственные оценки поступкам героев.

Уважительно относитесь ко всем, даже неверным соображениям ребёнка четырех лет. Ведь любое проявление не­уважения со стороны взрослых к умозаключениям ребёнка может отбить у него интерес к познавательной деятельности, а также лишить его уверенности в себе. Взрослым следует не оценивать детей, а обсуждать с ними их соображения и возражать им как бы на равных, а не свысока.

Проявляйте заинтересованное, доброжелательное отношение к вопросам ребёнка, даже если он задаёт одни и те же вопросы по несколько раз. Ведь дети четырех лет, не получающие от взрослого ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим.

Обсуждайте с ребёнком на его языке любые события и явления, интересующие его.

Татьяна Кудашова,
педагог-психолог, магистр общественного здравоохранения

Сайт обрабатывает файлы cookie. Они помогают нам делать этот сайт удобнее для пользователей. Нажав кнопку «Соглашаюсь», вы даете свое согласие на обработку файлов cookie вашего браузера. Однако вы можете запретить обработку некоторых типов файлов cookie в настройках вашего браузера.
Принимаю
Отклоняю
Privacy Policy