ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Исцеление Вартимея

podpiska-cherez-pochtu8d
История об исцелении слепого Вартимея записана в Евангелии от Марка 10:46-52: «И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося [милостыни]. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он ещё более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовёт тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришёл к Иисусу. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошёл за Иисусом по дороге». Обратите внимание, как Марк интересно выстраивает своё повествование. Вартимей узнаёт, что в толпе, проходящей мимо него, идёт Иисус (Марка 10:46). В эти несколько минут, когда Иисус проходит мимо, Вартимей ведёт себя достаточно странно. Он называет Иисуса Сыном Давидовым. Так в Израиле называли наследника царского престола. Другими словами, Вартимей исповедует Иисуса своим Царём.
 
Кроме того, Вартимей не просит исцеления. Он просит, чтобы Иисус помиловал его. Вспомните, как Давид начинает свою покаянную молитву: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей» (Псалом 50:3). Значит в словах «Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня» Вартимей не просто исповедует царское достоинство Иисуса, но и Его божественное происхождение.
 
Откуда у него появилась такая вера? Незрячий Вартимей, сидя у городских ворот, многое слышал. Он слышал многочисленные и зачастую противоречивые толки об Иисусе. Слова об этой необыкновенной Личности глубоко трогали его сердце. У Вартимея не было большой надежды на встречу с Иисусом. Но зрела и крепла вера в то, что Иисус и есть долгожданный Мессия. Слепой, просивший милостыню, изгой, умел слушать и отделять истинное от ложного, завистливые отзывы религиозных лидеров и отзывы таких же, как и он, изгоев. Впоследствии апостол Павел очень точно и лаконично описал, как зарождается вера в человеческом сердце: «Вера — от слышания, а слышание — от слова Божия» (Римлянам 10:17).
 
Прозрение 
 
Представьте себе, что переживает Вартимей. Вот идёт Иисус — и в эти несколько минут он понимает, что или сейчас исцеление, Божья милость войдут и в его жизнь, или никогда. Толпе нет никакого дела до Вартимея. 
Окружению Иисуса он мешает, и они требуют, чтобы он замолчал. И Иисус как будто не слышит. Вартимею остаётся только одно — кричать ещё громче: «Сын Давидов! Помилуй меня».
 
Марк пишет, что крик Вартимея был услышан: «Иисус остановился и велел его позвать» (Марка 10:49). 
 
Иисус дарует Вартимею прозрение и оставляет ему право идти туда, куда Вартимей считает нужным: «Иди, вера твоя спасла тебя» (Марка 10:52). И Вартимей «пошёл за Иисусом по дороге». В этих словах выражается полнота веры Вартимея. 
 
Если он исповедовал Иисуса Царём и Мессией, то только следование за Ним имеет смысл в этой жизни. Всё остальное — пусто и ничтожно. 
 
В этом повествовании Марк отмечает ещё одну важную деталь. Когда Вартимея позвал Иисус, он сбросил с себя верхнюю одежду. В те времена в Палестине очень часто слепые собирали в верхнюю одежду милостыню.  Но когда Вартимей услышал, что Иисус зовёт Его, ему все эти деньги стали не нужны. Марк не пишет, что после исцеления Вартимей сначала забрал верхнюю одежду, а потом последовал за Иисусом. Потому что позвал Царь, и если позвал Царь, то с Царём с голоду не умрёшь.
 
И ещё. Вот Вартимей прозрел. Он всю свою жизнь мечтал увидеть окружающий мир: ворота, у которых он сидел; пальму, в тени которой прятался; кусты, в которых так красиво пели птицы. 
 
Наверное, после прозрения он должен был бы смотреть по сторонам, жадно впитывая красоту и величие мира, созданного Богом. 
 
Так бы, наверное, и было, если бы он не встретил Иисуса. В Иисусе он нашёл полноту любви и принятия. И захваченный, пленённый этой любовью  Вартимей последовал за Ним.
 
Благословенный крик
 
Бывает так, что и мы чувствуем себя слепыми, окружёнными кромешной тьмой. Мы теряемся, блуждаем по жизни, не зная, куда идти. Псалмопевец выразил это состояние очень точно: «Я заблудился, как овца потерянная» (Псалом 118:176). И в этом состоянии остается только одно: говорить с Богом обо всём, что обременяет сердце, о своей боли, сомнениях, страхах, отчаянии, грехах и пороках. 
 
Очень важно говорить. Многие христиане не говорят с Богом, а если и говорят, то произносят какие-то заученные молитвы, которые не выражают то, чем на самом деле полно их сердце. А тут надо говорить, потому что единственная надежда быть услышанным появляется только тогда, когда мы говорим.
 
На эту ситуацию можно посмотреть ещё и с другой стороны. Что может сделать младенец, у которого случилась «авария»? Встать, исправить ситуацию самостоятельно? Нет! 
 
Он только может сообщить плачем о своей проблеме родителям. Остаётся только кричать, как Вартимей. 
 
И мы кричим — может быть, только сердцем кричим, — когда уходит последняя надежда. Этот крик исполнен отчаяния и, в то же время, надежды. Ведь кричащий, как бы безнадёжен он не был, всё же надеется быть услышанным. Не слышен только молчащий.
 
Александр Лисичный,
священнослужитель, п. Заокский