МАМИНА ШКОЛА

Какой должна быть полезная детская игрушка?

podpiska-cherez-pochtu8d

Нормальное детство немыслимо без игрушек. Игрушки являются для ребенка той средой, которая, с одной стороны, позволяет ему исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, а также учит общаться и познавать себя. С другой стороны, игрушка – это товар, который взрослый выбирает и покупает для своих детей. Сегодня, наряду с традиционными куклами, мишками, машинками, мячиками, появились новые, невиданные прежде игрушки – динозавры, трансформеры, пауки, покемоны и т. п. Как разобраться в существующей стихии рынка и чем руководствоваться при выборе игрушек для ребенка?

Давай поиграем!

Главная функция игрушки заключается в активизации осмысленной деятельности ребенка. Лучше всего для игры дошкольника подходят игрушки, стимулирующие ролевую и режиссерскую игру: наборы для игры в доктора, парикмахера, в магазин, а также детали костюмов и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и повязка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка и т. п.). В эту же группу можно отнести транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить).

Кое-что о куклах

О куклах хотелось бы поговорить подробнее. В последнее время кукольный мир наших детей стремительно меняется. Появляются куклы более детализированные и автоматизированные, т. е. как бы живущие самостоятельной жизнью. Например, выбор ставших уже традиционными Барби сегодня значительно расширился и конкретизировался: Барби с собачкой, Барби на велосипеде, Барби на лыжах, и т. п. В каждом варианте к кукле прилагается обширный набор соответствующих аксессуаров. Ребенку практически ничего не надо придумывать – нужно просто открыть коробку и использовать все это богатство по назначению. В самое последнее время Барби «успешно» дополнили куклы Брац (Bratz). Эти куклы создают образ жесткой, видавшей виды девочки-подростка, с ярким макияжем, томным взглядом и вызывающими, ультрамодными туалетами.

Большой популярностью у девочек пользуются пупсы, подробно воспроизводящие живого младенца (Baby born). Такие пупсы технически совершенствуются буквально на глазах. 

Особо впечатляют интерактивные куклы и звери, начинающие по определенной команде или сигналу петь, танцевать, махать руками и совершать всякие забавные действия, например медвежонок, котенок или щенок, который умеет обниматься, вилять хвостиком, узнавать голос хозяина и реагировать на него. «Вот кто станет твоим настоящим другом!» – написано в аннотации.

Совершенно шокируют так называемые наборы визажиста. Это женская голова (в натуральную величину или уменьшенная копия), предлагаемая в качестве тренажера для обучения искусству макияжа или парикмахерскому искусству. Разумеется, принадлежности для создания причесок и макияжа тоже прилагаются. Хранятся они иногда внутри головы, которая открывается как коробка на петлях, а то и вовсе рассеченная пополам для легкости действия воссоединения и разъединения.

полезная детская игрушка

Кукла – второе я

Как же относиться к этим новинкам игрушечного рынка с точки зрения детского развития? Кукла – это, прежде всего, образ человека. Эта игрушка оживляет представление ребенка о его собственной человеческой сущности. Поэтому кукла в детской игре может и должна действовать, как человек.

Осуществляя действия с куклами, малыш включается в мир людей: он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. В такой игре происходит одновременно два взаимосвязанных, но противоположных процесса. С одной стороны, ребенок вкладывает в уста и «организм» куклы свои слова, мысли, переживания, т. е. она является как бы внешним выражением его внутреннего мира, его своеобразным «рупором».

С другой стороны, та же кукла задает образ человека, который становится для малыша моделью для подражания. Дошкольник видит в кукле самого себя. Ребенок с достаточно развитым воображением может представлять одно и то же лицо веселым, грустным, усталым, озабоченным, лукавым, беспечным. Малыш оживляет куклу, и она обретает способность действовать и проявлять свой характер. Но для воображения и фантазии требуется пространство. В данном случае именно отсутствие избыточных деталей, недостаток подробностей и являются той благодатной почвой, которая питает развитие детской фантазии. 

Куклы с подробно прорисованными лицами, позами, аксессуарами навязывают малышу нечто раз и навсегда заданное, заранее кем-то определенное – то, что не имеет отношения к его собственным игровым идеям. Заданный образ так силен, что его невозможно изменить. Так, игра с монстрами – это всегда погоня, битва, пожирание. Игра с куклами Барби – это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. Для куклы Bratz досуг – далекая от домашних забот молодежная «тусовка» на «крутых» автомобилях. Главный недостаток подобных кукол не в том, что они слишком натуралистичны, что у них слишком ярко выражены агрессивность или половые признаки, а в том, что они лишают ребенка возможности действовать самостоятельно: придумывать, воображать и соображать,
т. е. играть. Главные качества, которые должны проявляться и развиваться в детских играх, – свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность, – при этом остаются совершенно невостребованными и не развиваются.

Я играю куклой или кукла мной?

Дети быстро привыкают к красивым и «укомплектованным» игрушкам и просят их еще и еще. Ребенку кажется, что он манипулирует игрушкой, а в действительности сама игрушка навязывает ему определенные действия. Таким образом, современные игрушки все дальше уходят от детской творческой игры в сторону потребительства и механического использования заложенных кем-то операций.

В последнее время все острее встает проблема зависимости детей от различного вида игр: компьютерных, игровых приставок, игровых автоматов и т. п. Дети не хотят и не могут преодолеть «магнетизм» этих занятий, они оставляют друзей, книги, учебу и уходят в мир острых виртуальных ощущений, теряя, таким образом, свою свободу и живя по навязанным правилам игры. Можно предположить, что первый шаг к подобной зависимости – это игра с игрушками, которые лишают детей инициативы, навязывая им собственные «правила игры». 

Еще одна опасность, которую несут последние достижения игрушечной промышленности, связана с самим образом куклы. Кукольные фигуры буквально телесно воздействуют на детей. Любимые игрушки формируют у юного человечка стереотип, как он сам должен выглядеть. В результате целое поколение девочек-подростков, например, испытывает комплекс неполноценности, если их фигура отличается от красавицы-Барби.

Чем проще, тем интереснее

Кроме кукол, существует огромное количество различных игровых материалов: всевозможные кубики, пирамидки, конструкторы, пазлы, мозаики, лото, домино, настольно-печатные игры, наборы для творчества и т. п. Все они, безусловно, не только приносят удовольствие, но и способствуют развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей детей. Однако развивающий эффект той или иной игрушки зависит от того, что и как ребенок может делать с ней. 

Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. Так, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно является и паровозиком, и телефоном, открывает, казалось бы, разнообразные возможности для детской активности. Но такое «разнообразие» дезориентирует малыша – он не знает, что нужно делать с этой сложной игрушкой – возить, разговаривать по телефону или кормить. Причем, полноценное выполнение перечисленных действий весьма ограничено: перевозить что-либо на таком слоне невозможно (ничего не положишь и никого не посадишь); телефонная трубка все время падает; слон не является в полной мере слоном, поскольку он – телефон на колесах.

Вместе с тем, «полезность» игрушки – далеко не единственный критерий ее оценки. Игрушка обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие. Игра ребенка должна быть самостоятельной (конечно, когда он уже умеет играть). Поэтому игрушку нужно рассматривать как особый предмет, позволяющий малышу ощутить уверенность в своих силах, собственную компетентность и автономность.

Вместе с мамой

И, наконец, самое главное – ни одна игрушка сама по себе не научит ребенка играть и не разовьет его способности. Игрушка может только помогать настоящей детской игре или мешать ей, превращать игру в автоматические манипуляции.

Но если ребенок не умеет играть, если у него отсутствует воображение, желание думать, преобразовывать и создавать новые образы и сюжеты, – никакие игрушки не помогут. Только в руках старшего и умеющего играть партнера (родителя) игрушка станет живой, нужной, стимулирующей воображение, а значит, полезной.

Помните, что игры, в которые играют сегодня ваши дети,  формируют их поведение, их характер в будущем. Не стоит идти на поводу у ребенка и потакать его желаниям. На вас лежит ответственность за воспитание гармонично развивающей, успешной личности, личности развитой духовно и физически. Или вам все это в принципе не важно?

Книга Библия многократно подчеркивает важность правильного воспитания и правильного обучения детей, в 22-ой главе книги Притчей Соломоновых мы читаем: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет». Родители оказывают определенное влияние, формируют, «лепят» своего ребенка. Каждый рожденный в мир ребенок является уникальной личностью с уникальным характером и единственной в своем роде судьбой. Родители, в первую очередь, ответственны за духовное воспитание своих детей, поэтому требуется разумно подходить даже к такому вопросу, как выбор игрушек, в которые играет ребенок.

Ирина Паздникова