МАМИНА ШКОЛА

Какой должна быть полезная детская игрушка?

podpiska-cherez-pochtu8d

Нормальное детство немыслимо без игрушек. Игрушки являются для ребенка той средой, которая, с одной стороны, позволяет ему исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, а также учит общаться и познавать себя. С другой стороны, игрушка – это товар, который взрослый выбирает и покупает для своих детей. Сегодня, наряду с традиционными куклами, мишками, машинками, мячиками, появились новые, невиданные прежде игрушки – динозавры, трансформеры, пауки, покемоны и т. п. Как разобраться в существующей стихии рынка и чем руководствоваться при выборе игрушек для ребенка?

Давай поиграем!

Главная функция игрушки заключается в активизации осмысленной деятельности ребенка. Лучше всего для игры дошкольника подходят игрушки, стимулирующие ролевую и режиссерскую игру: наборы для игры в доктора, парикмахера, в магазин, а также детали костюмов и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и повязка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка и т. п.). В эту же группу можно отнести транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить).

Кое-что о куклах

О куклах хотелось бы поговорить подробнее. В последнее время кукольный мир наших детей стремительно меняется. Появляются куклы более детализированные и автоматизированные, т. е. как бы живущие самостоятельной жизнью. Например, выбор ставших уже традиционными Барби сегодня значительно расширился и конкретизировался: Барби с собачкой, Барби на велосипеде, Барби на лыжах, и т. п. В каждом варианте к кукле прилагается обширный набор соответствующих аксессуаров. Ребенку практически ничего не надо придумывать – нужно просто открыть коробку и использовать все это богатство по назначению. В самое последнее время Барби «успешно» дополнили куклы Брац (Bratz). Эти куклы создают образ жесткой, видавшей виды девочки-подростка, с ярким макияжем, томным взглядом и вызывающими, ультрамодными туалетами.

Большой популярностью у девочек пользуются пупсы, подробно воспроизводящие живого младенца (Baby born). Такие пупсы технически совершенствуются буквально на глазах. 

Особо впечатляют интерактивные куклы и звери, начинающие по определенной команде или сигналу петь, танцевать, махать руками и совершать всякие забавные действия, например медвежонок, котенок или щенок, который умеет обниматься, вилять хвостиком, узнавать голос хозяина и реагировать на него. «Вот кто станет твоим настоящим другом!» – написано в аннотации.

Совершенно шокируют так называемые наборы визажиста. Это женская голова (в натуральную величину или уменьшенная копия), предлагаемая в качестве тренажера для обучения искусству макияжа или парикмахерскому искусству. Разумеется, принадлежности для создания причесок и макияжа тоже прилагаются. Хранятся они иногда внутри головы, которая открывается как коробка на петлях, а то и вовсе рассеченная пополам для легкости действия воссоединения и разъединения.

полезная детская игрушка

Кукла – второе я

Как же относиться к этим новинкам игрушечного рынка с точки зрения детского развития? Кукла – это, прежде всего, образ человека. Эта игрушка оживляет представление ребенка о его собственной человеческой сущности. Поэтому кукла в детской игре может и должна действовать, как человек.

Осуществляя действия с куклами, малыш включается в мир людей: он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. В такой игре происходит одновременно два взаимосвязанных, но противоположных процесса. С одной стороны, ребенок вкладывает в уста и «организм» куклы свои слова, мысли, переживания, т. е. она является как бы внешним выражением его внутреннего мира, его своеобразным «рупором».

С другой стороны, та же кукла задает образ человека, который становится для малыша моделью для подражания. Дошкольник видит в кукле самого себя. Ребенок с достаточно развитым воображением может представлять одно и то же лицо веселым, грустным, усталым, озабоченным, лукавым, беспечным. Малыш оживляет куклу, и она обретает способность действовать и проявлять свой характер. Но для воображения и фантазии требуется пространство. В данном случае именно отсутствие избыточных деталей, недостаток подробностей и являются той благодатной почвой, которая питает развитие детской фантазии. 

Куклы с подробно прорисованными лицами, позами, аксессуарами навязывают малышу нечто раз и навсегда заданное, заранее кем-то определенное – то, что не имеет отношения к его собственным игровым идеям. Заданный образ так силен, что его невозможно изменить. Так, игра с монстрами – это всегда погоня, битва, пожирание. Игра с куклами Барби – это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. Для куклы Bratz досуг – далекая от домашних забот молодежная «тусовка» на «крутых» автомобилях. Главный недостаток подобных кукол не в том, что они слишком натуралистичны, что у них слишком ярко выражены агрессивность или половые признаки, а в том, что они лишают ребенка возможности действовать самостоятельно: придумывать, воображать и соображать,
т. е. играть. Главные качества, которые должны проявляться и развиваться в детских играх, – свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность, – при этом остаются совершенно невостребованными и не развиваются.

Я играю куклой или кукла мной?

Дети быстро привыкают к красивым и «укомплектованным» игрушкам и просят их еще и еще. Ребенку кажется, что он манипулирует игрушкой, а в действительности сама игрушка навязывает ему определенные действия. Таким образом, современные игрушки все дальше уходят от детской творческой игры в сторону потребительства и механического использования заложенных кем-то операций.

В последнее время все острее встает проблема зависимости детей от различного вида игр: компьютерных, игровых приставок, игровых автоматов и т. п. Дети не хотят и не могут преодолеть «магнетизм» этих занятий, они оставляют друзей, книги, учебу и уходят в мир острых виртуальных ощущений, теряя, таким образом, свою свободу и живя по навязанным правилам игры. Можно предположить, что первый шаг к подобной зависимости – это игра с игрушками, которые лишают детей инициативы, навязывая им собственные «правила игры». 

Еще одна опасность, которую несут последние достижения игрушечной промышленности, связана с самим образом куклы. Кукольные фигуры буквально телесно воздействуют на детей. Любимые игрушки формируют у юного человечка стереотип, как он сам должен выглядеть. В результате целое поколение девочек-подростков, например, испытывает комплекс неполноценности, если их фигура отличается от красавицы-Барби.

Чем проще, тем интереснее

Кроме кукол, существует огромное количество различных игровых материалов: всевозможные кубики, пирамидки, конструкторы, пазлы, мозаики, лото, домино, настольно-печатные игры, наборы для творчества и т. п. Все они, безусловно, не только приносят удовольствие, но и способствуют развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей детей. Однако развивающий эффект той или иной игрушки зависит от того, что и как ребенок может делать с ней. 

Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. Так, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно является и паровозиком, и телефоном, открывает, казалось бы, разнообразные возможности для детской активности. Но такое «разнообразие» дезориентирует малыша – он не знает, что нужно делать с этой сложной игрушкой – возить, разговаривать по телефону или кормить. Причем, полноценное выполнение перечисленных действий весьма ограничено: перевозить что-либо на таком слоне невозможно (ничего не положишь и никого не посадишь); телефонная трубка все время падает; слон не является в полной мере слоном, поскольку он – телефон на колесах.

Вместе с тем, «полезность» игрушки – далеко не единственный критерий ее оценки. Игрушка обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие. Игра ребенка должна быть самостоятельной (конечно, когда он уже умеет играть). Поэтому игрушку нужно рассматривать как особый предмет, позволяющий малышу ощутить уверенность в своих силах, собственную компетентность и автономность.

Вместе с мамой

И, наконец, самое главное – ни одна игрушка сама по себе не научит ребенка играть и не разовьет его способности. Игрушка может только помогать настоящей детской игре или мешать ей, превращать игру в автоматические манипуляции.

Но если ребенок не умеет играть, если у него отсутствует воображение, желание думать, преобразовывать и создавать новые образы и сюжеты, – никакие игрушки не помогут. Только в руках старшего и умеющего играть партнера (родителя) игрушка станет живой, нужной, стимулирующей воображение, а значит, полезной.

Помните, что игры, в которые играют сегодня ваши дети,  формируют их поведение, их характер в будущем. Не стоит идти на поводу у ребенка и потакать его желаниям. На вас лежит ответственность за воспитание гармонично развивающей, успешной личности, личности развитой духовно и физически. Или вам все это в принципе не важно?

Книга Библия многократно подчеркивает важность правильного воспитания и правильного обучения детей, в 22-ой главе книги Притчей Соломоновых мы читаем: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет». Родители оказывают определенное влияние, формируют, «лепят» своего ребенка. Каждый рожденный в мир ребенок является уникальной личностью с уникальным характером и единственной в своем роде судьбой. Родители, в первую очередь, ответственны за духовное воспитание своих детей, поэтому требуется разумно подходить даже к такому вопросу, как выбор игрушек, в которые играет ребенок.

Ирина Паздникова

Сайт обрабатывает файлы cookie. Они помогают нам делать этот сайт удобнее для пользователей. Нажав кнопку «Соглашаюсь», вы даете свое согласие на обработку файлов cookie вашего браузера. Однако вы можете запретить обработку некоторых типов файлов cookie в настройках вашего браузера.
Принимаю
Отклоняю
Privacy Policy