«Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком», – эти слова Иисуса Христа записаны в Евангелии от Иоанна, 10 главе, 10 стихе. Обещанная Христом жизнь с избытком может стать реальностью даже для физически больных людей. Открывая для себя смысл жизни, человек начинает правильно расставлять приоритеты, а не концентрироваться на своих страданиях от физического недуга. Здоровое питание и питье, занятия физкультурой, умеренность и остальные факторы, способствующие нашему здоровью, не приводят к достижению первостепенной цели – поиска смысла жизни. Каким бы важным ни являлось здоровье, Иисус особое значение придавал важному равновесию: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Матфея 10:28). Иными словами, потеря духовной основы нашей жизни куда страшнее отсутствия полноценного здоровья. Божья сила совершается в немощи. Это не случайно и служит тому, чтобы мы не хвалились нашей собственной силой и делами; это помогает нам помнить о том, что физическое здоровье, даже будучи желательным, является лишь способом достижения цели, а не самой целью.
Лучшим примером воплощения данного утверждения является библейский персонаж Иов. Даже лишившись всего того, что он имел, Иов остается верен своей вере: «Не согрешил… и не произнес ничего неразумного о Боге» (Иов 1:22). Вера остается его приоритетом и помогает жить дальше, претерпевая лишения.
«Довольно для тебя благодати Моей» (2 Коринфянам 12:9), – сказал Господь апостолу Павлу, просящему у Него собственного исцеления. Апостол Павел, через которого весть Евангелия была и проповедана множеству людей, имел недуги. В Послании к Коринфянам мы можем прочитать, как он с благодарностью принимает слова Жизнедателя в ответ на свою молитву. Поняв, что «сила совершается в немощи» (2 Коринфянам 12:9), он говорит всем нам: «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (стих 10). Эти слова ободрения имеют особое значение для тех, кто несмотря на веру, молитвы и медицинское вмешательство продолжают страдать от хронических заболеваний. Павел являет собой пример духовности, которая открывает все составляющие жизни присутствию Бога.
Ту же духовность мы можем видеть в жизни наших современников. Глубочайшим примером веры является Хелен Келлер, которая в возрасте 19 месяцев в результате болезни потеряла зрение и слух. В 10 лет она начала учиться говорить, прикасаясь к губам учителя и ощущая их вибрацию, в то же время сопоставляя эти ощущения с буквами, которые писали на ее ладони. В 20 лет она поступила в колледж. Закончив его с отличием в 1904 году, она посвятила дальнейшие годы жизни посещению физически больных людей, писала новые книги, собирала денежные средства для фонда помощи слепым. Хелен навещала тяжелораненых солдат, путешествовала по миру, помогая другим побороть внешние обстоятельства. Она является автором семи книг. Одна из них – автобиографическая повесть «История моей жизни» («Story of my life») – в 2003 году издана на русском языке. Хелен Келлер любила говорить о своих временах: «К счастью, у меня много дел, и пока я с ними справляюсь, я не теряю уверенности в том, что мои нереализованные желания с лихвой восполняются в том мире, где взгляды никогда не тускнеют, а чувство юмора не притупляется».
Призывать к духовности – значит призывать к исцелению и восстановлению. Это значит признать то, что мы разделены и желаем воссоединения с Богом, наполняющим нашу жизнь смыслом.
Владимир Фролов