МАМИНА ШКОЛА

О чём может рассказать детский рисунок

podpiska-cherez-pochtu8d

Дети очень любят рисовать. Они изображают на листе бумаги всё, что чувствуют и замечают вокруг. Рисунок для ребёнка — это возможность сказать то, что он не может выразить словами. Правильное «прочтение» взрослыми рисунка ребёнка поможет заглянуть во внутренний мир маленького человечка, понять, чем он живет, как воспринимает себя и своё окружение, каковы его переживания и чувства. Давайте рассмотрим основные характеристики детского рисунка.

Использование многих и ярких цветов во время рисования говорит о том, что у ребёнка весёлое настроение. Плавные линии говорят о спокойствии. Множество острых углов на детском рисунке свидетельствуют о напряжении, агрессии. Сильные нажимы карандашом, частые штриховки, постоянное использование ластика — признаки повышенной тревожности.

Уверенные в себе дети рисуют свободно и размашисто. Если рисунок расположен в центре листа — ребёнок чувствует себя свободно, уверенно. Если же ребёнок оставляет на листе бумаги маленькие изображения, занимая своим рисунком лишь часть листка, это свидетельствует о тревожности и неуверенности.

У любознательных детей обычно всё, что им хочется нарисовать, не помещается на одном листе бумаги. У замкнутых детей рисунки маленького размера, но прорисованные до тончайших подробностей.

Если на детском рисунке нарисованы солнышко, цветы, дома — это признак уравновешенного состояния ребёнка.

Примерно к четырём годам у детей появляется замысел рисунка. Именно с этого времени объектом пристального внимания и изучения становятся люди. Нарисованный ребёнком человечек — обычно и есть он сам.

Если у нарисованного человечка растопыренные пальцы или большие руки, возможно, ребёнок страдает от жестокости или в нём самом зарождается агрессия. Отсутствие рук говорит о застенчивости. Крошечные ноги рассказывают о повышенной тревожности и неуверенности ребёнка. Разрозненные части тела нарисованного человечка могут свидетельствовать об эмоциональных расстройствах.

Маленькие глаза у нарисованного человечка, возможно, свидетельствуют о том, что ребёнок старается сдерживать свой страх. А точечные рисунки — что ребёнок не хочет просить о помощи своих близких, а самому ему справиться с проблемой не под силу. Если на лице человека ребёнок не нарисовал рот, возможно, что автор рисунка замкнулся в себе и не хочет общаться с другими.

Стоит обратить внимание на то, какими цветами ребёнок предпочитает рисовать.

Если ваш ребёнок использует для своих рисунков красный карандаш больше, чем все остальные, это говорит о тревоге, сильном беспокойстве или повышенной возбудимости. Использование преимущественно чёрного, коричневый и тёмно-серого цветов может говорить о затяжной депрессии, негативных эмоциях, связанных с тем или иным событием или страхах. Обилие синего, голубого, фиолетового цветов на детском рисунке свидетельствуют о скуке или обиде. Использование только простого карандаша может рассказать о том, что жизнь ребёнка однообразна и в ней нет ярких событий. А вот розовый, оранжевый, зеленый и другие насыщенные цвета говорят о душевном благополучии ребёнка. Если же на детском рисунке преобладает зелёный цвет, по мнению специалистов, ребёнку требуется отдых и покой.

Важно помнить, что нет универсального ключа для прочтения детского рисунка. И прежде чем интерпретировать его, нужно обсудить рисунок с самим ребёнком. Пусть он расскажет, почему выбрал тот или иной цвет, так или иначе расположил композицию и различные детали. Например, вас может насторожить отсутствие рук у нарисованного человечка. А в замысел ребёнка, возможно, входило то, что его человечек просто сложил руки за спиной или спрятал там сюрприз, приготовленный для кого-либо.

Конечно, детские рисунки должны интерпретировать специалисты. Но обладание базовыми знаниями о том, что может рассказать творчество ребёнка о его внутреннем мире, поможет родителям чувствовать и понимать, чем живёт их чадо. Эти знания помогут взрослым порадоваться вместе с ребёнком, а если будет нужно, то и оказать ему необходимую помощь.

Татьяна Кудашова, педагог-психолог,
магистр общественного здравоохранения

Сайт обрабатывает файлы cookie. Они помогают нам делать этот сайт удобнее для пользователей. Нажав кнопку «Соглашаюсь», вы даете свое согласие на обработку файлов cookie вашего браузера. Однако вы можете запретить обработку некоторых типов файлов cookie в настройках вашего браузера.
Принимаю
Отклоняю
Privacy Policy