В 1885 году иудейский раввин Хафец Хаим написал книгу с необычным названием «Книга о тех, кто хочет жить». Его волновала судьба израильского народа, и он спрашивал у Бога: «Почему народ так страдает? Почему такие гонения, такие испытания?» Исследовав Ветхий Завет, раввин называет главную причину: грех, уничтожающий Любовь, — злословие. В частности, сплетни — одна из разновидностей злословия. Именно этот грех, совершаемый устами, не даёт проявиться Любви во всей её полноте.
«Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов» (Псалом 33:13, 14).
Мы иногда думаем, что если кого-то ругают, в том числе и матом, то это и есть злословие, но это большое заблуждение. Библия говорит, что сатана, когда являлся перед Богом, не мог открыто лгать. Он говорил правду, но с маленьким намёком, чтобы выставить человека в неблагоприятном свете. Так и у нас: поначалу мы говорим о других правду, но постепенно эта правда обрастает новыми «подробностями», которые превращают её в ложь. По такому же сценарию действуют газеты, телевидение. Это и называется злословием. И верующие люди — не исключение. Они тоже участвуют в подобном зле, подчас и не подозревая об этом. Господь осуждает такое поведение своего народа.
С чего начинается злословие? С простого желания поговорить. Одно из правил гласит, что нельзя хвалить другую женщину в присутствии жены. Даже говоря о ком-то хорошее, мы можем причинить вред слушающему, ибо в нём рождается зависть, ревность к другому человеку.
Но как же нам тогда общаться? Как строить отношения друг с другом? С Богом? В книге «Христианский дом» сплетни сравниваются с каннибализмом. Мы съедаем ближних, даже не осознавая этого! В этой же книге сплетни сравниваются с десертом. Во время принятия пищи люди частенько обсуждают своих ближних, а иногда для этого за столом и собираются.
Но кто же не грешен в злословии? Кто никогда не говорил ничего лишнего? Многие потом жалеют о том, что вырывалось из их уст. У Господа есть благословенный путь, который Он предусмотрел для того, чтобы нам не быть змеями, которые жалят друг друга, людоедами, поедающими друг друга. Бог хочет, чтобы мы любили друг друга и служили друг другу, учились не злословить, не сплетничать, но благословлять друг друга.
Неслучайно Бог дал человеку два уха, но один рот. Мы должны слушать больше, чем говорить. Если хотите жить, научитесь обуздывать свой язык.
Но как это сделать? В 3 главе Послания Иакова сказано, что никто не может укротить язык. И тут же написано: «Один источник не [может] изливать солёную и сладкую воду» (Иакова 3:12). Не можем мы одновременно благословлять и проклинать. В народе говорят, что нужно держать язык за зубами. Сам Бог сделал нам такие двери, чтобы сдерживать его, но он всегда вылезает. Можно «набрать в рот воды» или «прикусить язык». В некоторых мусульманских странах тем, кто сплетничал, лгал, языки отрезали. Но и глухонемые ругаются, поэтому даже если язык отрезать, проблему это не решит.
В Евангелии от Марка записана история о бесноватом, которого никто не мог укротить. Иисус Христос укротил бесноватого, и только Он способен укротить наш язык. Только Он способен научить нас поступать правильно, освятить наши уста, наше сердце. Он говорит: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам» (Иезекииля 36:26).
Пусть же Дух Святой побудит нас всегда следить за собой, чтобы в своей речи мы смогли отражать замысел Творца в отношении нас!