Многие родители замечают, что без игры на смартфоне детям становится скучно. И они спешат спасти ребёнка от скуки, давая им смартфон, а также, стремясь избавить себя от детского нытья.
Наблюдаю картину общения дочери с матерью.
— Мама, дай телефон.
— Не дам! Ты много сегодня играла, — говорит мама, пряча телефон подальше в свою сумочку.
— Мне скучно! — начала истерить девочка. — Ну дай телефон! Ты, что не понимаешь, что мне скучно, — дочка начинает демонстративно плакать, ожидая, что получит своё (проработанная схема).
— На, возьми! — мама раздражённо вытягивает телефон из сумки и отдаёт ребёнку.
Девочка успокаивается и пропадает на несколько часов. Тишина.
Ради того, чтобы получить смартфон, ребёнок готов сделать что угодно. В моей практике у подростков были и истерики, и демонстрация суицида, когда ребёнка лишали смартфона.
Причина проста — пластичный мозг ребёнка, играющего в компьютерные игры или живущего в онлайн-мире, получает большую дозу дофамина, гормона удовольствия. В реальной жизни невозможно получить такую дозу, разве только принимая наркотики. Когда дети живут в онлайн-мире от 3 до 5 часов, доза становится настолько сильной, что пропадает интерес к жизни, к хобби, к кружкам, к обучению и даже к самому себе. Реальность кажется мрачной и серой, и вновь подпитывается желание убежать от реальности. Создаётся замкнутый цикл.
В моей практике был случай: ребёнок ждал, когда родители уснут, и играл до утра неделями. Родители об этом не знали, пока психика не дала сбой. Тогда вмешалась психиатрия.
Дофамин — это гормон, отвечающий за поощрение от какой-либо деятельности. Организм получает награду в виде дофамина всякий раз, когда ребёнок набирает уровень в игре.
Гормон дофамин относится к широкому классу веществ под названием «катехоламины». Он повышает внимательность, создаёт хорошее настроение и привязанность. Когда его много, часто приводит к переутомлению.
Ребёнок, играя, устаёт. Потом ему не хватает сил, чтобы делать уроки. Ребёнок проживает жизнь в Инстаграме, Ютубе, компьютерных играх, и его мозг, находящийся в процессе формирования, настолько пересыщается дофамином, что ему становится сложно правильно определять, что хорошо, а что плохо. Цвета виртуальности кажутся насыщенными и яркими, и мозгу всё тяжелее переключиться на впечатления, приходящие из реального мира. Так формируется «дофаминовый наркоман». Нужна доза, и он её требует, а родители дают!
Создайте ребёнку интересную жизнь в реальности
В здоровом варианте можно получать дофамин небольшими порциями, радуясь жизни, общению с друзьями, наслаждаясь природой, погодой, хобби, путешествием. Не спешите «спасать» ребёнка от скуки. Пусть он побудет в ней и придумает что-то своё, свою реальную игру, пригласит друга, и они поиграют, порисуют или полепят. Пусть найдёт себе дело сам, а не вы для него.
Важно:
- В компьютерную игру можно давать играть только на 30 минут в день, чтобы не сформировалась зависимость. Объясните ребёнку, почему вы ставите ограничения. Важно, чтобы он понимал это.
- 30 – 40 минут любимого Ютуба или мультфильма в день, не больше. Ограничения делаются с уважением к личности ребёнка.
- За час до сна никаких гаджетов.
- Золотое время укладывания ребёнка спать с 21.00 до 22.00. Сон любит темноту и тишину.
- Усиливать семейные традиции: играть в игры по вечерам с детьми, общаться, устраивать совместные ужины без гаджетов, прогулки на велосипеде.
- Формировать хобби у ребёнка, дать возможность выбрать себе кружки по интересам.
- Ребёнку нужно движение! Спорт в помощь!
- Прогулка на улице от 2 до 4 часов день. Кислород нужен для питания мозга.
- Формировать культуру объятий в семье от 8 раз в день. Формируется здоровая привязанность к близким.
- Много приятных слов друг другу. Формируется ценность себя.
- Родителям быть примером свободного человека.
Не стоит полностью лишать ребёнка интернета или игр на телефоне. Каждый родитель желает, чтобы ребёнок был счастливым. Иногда становится невыносимым состояние страдания ребёнка, хочется спасти его от «скуки», помочь. Но, если мы по-настоящему любим своих детей и желаем им лучшего, нужно найти в себе силы уменьшить внутри себя напряжение и дискомфорт, который мы ощущаем, когда ставим ограничения. Нам хочется сказать: «да» своим детям намного чаще, но иногда сказать «нет» — лучшее, что мы можем сделать для своего ребёнка. Осмысленные ограничения создают безопасность для вашего ребёнка.
Наталия Простун, психолог