Продолжаем серию статей «Как не сойти с ума», которая посвящена разговору о широко встречающихся психологических проблемах. В Священных Писаниях раскрываются механизмы, использование которых содействует исцелению мышления, когнитивной терапии. В этой статье мы поговорим о гневе.
Согласно определению Толкового словаря Владимира Даля, гнев — это «сильное чувство негодования: страстная, порывистая досада». Толковый словарь Ефремовой даёт следующее определение: «Чувство сильного негодования или возмущения, состояние крайнего раздражения или недовольства кем-либо или чем-либо». Интересно, что в древнееврейском языке лицо, ноздри и гнев обозначаются одним термином — аф. Это обстоятельство довольно точно отражает реальность — когда человек в гневе, это ярко видно на его лице, ноздри расширяются, и т. д.
«Чаще всего гнев возникает как реакция на несправедливую обиду или обиду, представляющуюся нам несправедливой… К сожалению, … гнев служит отдушиной травмированному нарциссизму и вызывает … жажду мести» (Философское слово Спонвиля). Гнев может появиться тогда, когда что-то происходит не так, как нам хочется!
Механизм исцеления гнева
Факт гнева
«Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдёт во гневе вашем» (Ефесянам 4:26). Перевод Епископа Кассиана содержит несколько иную формулировку: «Гневайтесь и не грешите». В оригинале Апостольских Писаний используется два повеления — гневаться и не грешить! Оказывается, гневаться — это не только допущение, но и предписание! Однако при этом важно не грешить. Об Иисусе Христе написано: «И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая» (Марка 3:5). Иисус Христос тоже гневался! Он скорбел об ожесточении сердец людей. Однако чувство гнева не является грехом! Как же гневаться и при этом не грешить?
Оценка гнева
Прежде всего, следует задать вопрос о причине гнева — оправдана ли она? Является ли это чувство реакцией на грех, или есть следствие уязвлённого самолюбия? Приведём в качестве иллюстрации случай с детьми Иакова: «Дина, дочь Лии, которую она родила Иакову, вышла посмотреть на дочерей земли той. И увидел её Сихем, сын Еммора Евеянина, князя земли той, и взял её, и спал с нею, и сделал ей насилие… Иаков слышал, что [сын Емморов] обесчестил Дину, дочь его, но как сыновья его были со скотом его в поле, то Иаков молчал, пока не пришли они. И вышел Еммор, отец Сихемов, к Иакову, поговорить с ним. Сыновья же Иакова пришли с поля, и когда услышали, то огорчились мужи те и воспылали гневом, потому что бесчестие сделал он Израилю, переспав с дочерью Иакова, а так не надлежало делать» (Бытие 34:1, 2, 5–7). Имели ли сыновья Иакова право на гнев в этой ситуации? Вне всякого сомнения! Если бы они не «воспылали гневом», это было бы признаком утери нравственного чутья!
Далее следует избрать тот способ выражения гнева, который не представлял бы собою нарушения Божьих заповедей. Братья Дины, к сожалению, «гневаясь, согрешили»; они позволили гневу овладеть ими настолько, что совершили вероломный обман, убийство невинных людей, грабёж (см. Бытие 34:13–29). Поэтому Божья оценка звучит так: «Симеон и Левий, братья, орудия жестокости мечи их… проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа…» (Бытие 49:5, 7).
Обдумывание ситуации
Священное Писание призывает: «Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам» (Притчи 19:11); «…всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иакова 1:19, 20). Все эти отрывки призывают не торопиться, обдумать ситуацию, вызвавшую гнев, удостовериться, оправдано ли чувство гнева, и успокоиться.
Выражение гнева
«Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» (Притчи 15:1); «Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит» (Притчи 29:22); «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Ефесянам 4:29–31). Если чувство гнева оправдано, следует избрать такую форму его выражения, которая соответствовала бы Божьей воле: спокойно, без оскорблений, сквернословия, крика и злоречия. Иными словами, «пар» нужно обязательно выпускать, но контролируемо и созидательно!
Делая так, будьте здоровы — и умом, и телом!
Виталий Олийник, доктор богословия