Cерия статей «Как не сойти с ума» продолжает разговор о психосоматических проблемах. При использовании механизмов исцеления, раскрытых в Священных Писаниях, можно эффективно улучшить состояние здоровья ума и тела. Сегодня мы поговорим о том, как научиться говорить «нет», когда это необходимо.
Первая глава книги «Барьеры», Генри Клауд и Джон Таунсенд, повествует о перенасыщенном графике человека, который стремится удовлетворить все требования, ожидания и просьбы окружающих. Эта проблема знакома многим не понаслышке. Итогом такого подхода к жизни являются нескончаемый список недоделок, хроническое недосыпание, нервозность, всевозможные проблемы со здоровьем и т. д. Чем в подобной ситуации может помочь Библия?
Пример Иисуса Христа
Жизнь Спасителя была наполнена служением людям: «Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Марка 10:45). Однако Евангелия открывают, что Иисус также умел говорить «нет», порою отказывая во внимании и помощи.
«При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос. А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился. Симон и бывшие с ним пошли за Ним и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя. Он говорит им: пойдём в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришёл» (Марка 1:32–38). Иисус сказал «нет» жителям Капернаума! Причина: ради времени наедине с Отцом и осуществления Своей миссии.
Ещё один эпизод: «И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне [дома], послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сёстры Твои, вне [дома], спрашивают Тебя. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Марка 3:31–35). Иисус не вышел на улицу к Своей матери, братьям и сёстрам! Этот фрагмент у многих вызывает недоумение: сказать «нет» самым близким? Помочь уразуметь происходящее помогает контекст: «И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя» (Марка 3:21). В современном переводе Российского Библейского общества намерения родных передаются так: «Пришли, чтобы силой Его увести, решив, что Он сошёл с ума». То есть родственники пришли, чтобы воспрепятствовать служению Иисуса! Христос не позволил семье управлять Собою.
Эти и иные отрывки Евангелий демонстрируют, что Иисус умел говорить «нет». Он не позволял, чтобы кто-то вместо Него принимал решение о том, чем Ему заниматься в тот или иной момент времени. Иногда это означало отказ в удовлетворении требований, ожиданий и просьб окружающих. Как же определить, в каких случаях можно отказать?
Формула отказа
В Послании к галатам содержатся важнейшие для нашего исследования тезисы: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов… ибо каждый понесёт свое бремя» (Галатам 6:2, 5). На первый взгляд между этими фразами существует противоречие: чьи бремена носить — свои или чужие? Ситуация проясняется при обращении к оригиналу.
«В греческом первоисточнике для слов “бремена” и “бремя” использованы разные слова. Слово, переведённое как “бремена”, означает “излишнее бремя”, или такое бремя, которое своей тяжестью подминает нас под себя. Такие бремена подобны камням, способным сокрушить, раздавить нас. Нельзя требовать, чтобы мы несли такой камень в одиночку! Он сломает нам спину. Нам нужна помощь, чтобы нести такие камни: это время кризиса или трагедии в нашей жизни.
В противоположность этому греческий вариант слова “бремя” во втором стихе означает “бремя повседневных забот”. Здесь подразумеваются вещи, которые мы все должны делать каждый день. Бремя повседневных забот подобно рюкзаку. Рюкзак нести можно. Предполагается, что каждый из нас будет нести свой собственный рюкзак, то есть справляться с возложенными на нас Богом обязанностями, разбираться со своими чувствами, налаживать взаимоотношения, корректировать своё поведение. Мы должны всё это делать, невзирая на то, что придётся приложить определённые усилия.
Проблемы возникают, когда люди путают неподъёмные булыжники с рюкзаками и отказываются от помощи. Либо, напротив, преувеличивают повседневные обязанности до размеров трагедии и под этим предлогом отказываются выполнять их должным образом. В первом случае результатом будет непрекращающееся страдание, во втором — безответственность» (Генри Клауд, Джон Таунсенд. Барьеры, 2 глава).
В Священном Писании наш долг по оказанию помощи другим иллюстрируется так: «Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исход 23:5). Важное правило: помогать тогда, когда у другого нет сил нести, — животное упало под ношей. Однако нельзя упустить важный элемент: Библия призывает к помощи, содействию, а не полному переложению груза на себя — написано не «вместо него», а «вместе с ним»!
Дай вам Бог мудрости определять разницу между двумя видами бремени, а также мужества говорить «нет», когда требуется! Это поможет сохранять физическое и эмоциональное здоровье.
Виталий Олийник