ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОКТОР

Ухудшение памяти – процесс неизбежный?

podpiska-cherez-pochtu8d

Простые приемы тренировки памяти

Часто, особенно от людей пожилого возраста, можно услышать: “Опять забыл. Ох, уж этот склероз!” Те, кто помоложе, обычно говорят это в шутку. Люди в возрасте, как правило, относятся к своей забывчивости озабоченно.

Возрастные нарушения памяти у здоровых людей часто бывают мнимыми. Почти всегда они связаны с появлением рассеянности, снижением способности к длительной концентрации внимания. Разумеется, с возрастом могут появляться разного рода нарушения из-за сужения просвета сосудов, а то и в виде мелкоточечных кровоизлияний в разных областях мозга. Влияние подобных нарушений на память во многом зависит от локализации. Но чаще всего даже такие сосудистые поражения не приводят к ухудшению памяти.

Примеров тому множество. Так, величайший ученый, основатель микробиологии, автор великих открытий конца XIX века Луи Пастер, проживший 73 года, наполненных непрерывным творчеством, еще в раннем возрасте, вследствие сосудистого поражения, практически лишился целого полушария мозга. Однако его память и работоспособность от этого не страдали.

Ухудшение памяти - процесс неизбежный

К снижению функции памяти нередко ведут различные заболевания, причем, не только мозга, но и многих других органов. Здесь играют роль многие факторы, обусловленные как обменными процессами, так и постоянно переживаемый стресс. Но есть и другие разрушители памяти. Например, израильский биолог М. Арансон в 2001 году опубликовал результаты исследований, свидетельствующие о том, что многочасовые просмотры телепередач ухудшают память и усиливают возможность заболевания слабоумием. По его данным, к тому же эффекту может приводить и оглушительная музыка.

Существуют заболевания, при которых потеря памяти и интеллекта обусловлена особыми, специфическими процессами вследствие системных поражений головного мозга. Для них характерно состояние, обозначаемое обобщенным понятием “прогрессирующая деменция” (от лат. dementia – безумие).

На границе XIX – ХХ веков врачи стали выявлять заболевания, появляющиеся преимущественно в старшем и пожилом возрасте, при которых по неизвестным до сих пор причинам определенные отделы нервной системы вдруг начинают спонтанно дегенерировать, то есть разрушаться. Таких заболеваний известно около двух десятков: болезнь Шильдера – Фуа, Пьера Мари, Кальтенбаха, болезнь Альцгеймера и другие. Встречаются же они весьма редко, примерно 1 – 10 больных на миллион жителей.

При исследовании причин этих заболеваний был полностью исключен экзогенный, то есть внешний фактор (вирусный, токсический и т.п.). Оказалось также, что любые острые заболевания – от простуды и инфекции до травмы или интоксикации – являются всего лишь провоцирующими моментами, выявляющими внешние проявления уже существующей в скрытой форме болезни. Кроме того, установлено, что на следственные факторы в большинстве случаев могут играть существенную роль.

К сожалению, победить заболевания, связанные с возрастной потерей памяти, удастся нескоро, да и неясно – удастся ли вообще, ибо внешние проявления подобных болезней обнаруживаются обычно исподволь, через довольно длительный период после начала заболевания, когда случившееся уже необратимо.

Но, повторюсь, подобные болезни – большая редкость.

Следует отметить, что в значительной части случаев, когда больные жалуются на снижение памяти, на самом деле с ними происходит совсем иное – наиболее часто отмечается нарушение внимания, столь свойственное возрастным изменениям. Ослабление внимания ведет к недооценке, некой мимолетности восприятия ситуаций и вполне привычного окружающего мира. Избавиться от этого порой довольно трудно. Единственное средство – тренировка, постоянная творческая работа, повторение про себя наиболее важных моментов, фиксация записями необходимых дел, ведение дневника.

Запоминание. Давно известно, что зубрежка память не развивает. А 80-летние ученые запоминают специальную информацию лучше, чем их молодые ученики. Все дело в структурности восприятия информации, а не в хаотичном ее проглатывании.

Прочитайте текст и попытайтесь понять его главные моменты. Можете их подчеркнуть, выписать, повторить про себя.

Прочитайте текст еще раз, уже обращая внимание на тонкости. Постарайтесь их связать с главными идеями. Повторите про себя основные мысли и уясните их связь с второстепенными. Чтобы углубить понимание текста, важно поставить вопросы к главным положениям.

Много раз читать один и тот же текст без запоминания основных идей бесполезно. Повторите текст несколько раз про себя или расскажите кому-нибудь. Кстати, именно так, повторяя про себя основные тезисы, готовятся к важным выступлениям и презентациям профессионалы.

Даже собираясь поговорить в семье с близкими о чем-то важном, проговорите свою речь про себя. Главное – установите конечную мысль, которую вы хотите донести. Не сбивайтесь на мелочи, тогда и ваши оппоненты будут вынуждены говорить по существу.

Метод ассоциаций. Это очень важный метод. Например, из памяти часто “выскакивают” имена и фамилии, которые вы раньше легко вспоминали. Попробуйте связать “застрявшую” фамилию с предметом или образом. Скажем, знаменитый дипломат Горчаков – свяжите его фамилию с горечью, горчицей. Потрясающий русский писатель Лесков – перед глазами встанет молодой лесок.

Собираясь в магазин, не пишите список, а пересчитайте, сколько предметов надо купить. Можете каждый связать с цифрой: 1 – молоко, 2 – хлеб и т. д. Уходя из магазина, проверьте результат. Вы шли покупать 6 позиций – сколько у вас в сумке?

Активизируйте устный счет. Начните снова считать в уме. Отложите калькулятор для крупных цифр. Прикиньте в уме, сколько денег нужно на самые простые покупки, разделите бюджет на статьи расходов — и все в уме.

Организуйте быт, чтобы не испытывать постоянную панику. Такая простая вещь – замки в дверях, закрывающиеся снаружи. И вы не окажетесь на лестничной клетке с единственной возможностью войти в квартиру, вызвав МЧС. Перед выходом из квартиры повесьте список того, что у вас должно быть с собой: деньги, социальная карточка или проездной, очки, лекарства, которые вы всегда принимаете, ручка.

Мнемонические приемы. Несколько телефонов, скажем, рабочий телефон мужа, лучше помнить наизусть; номера мобильных телефонов длинные – разбивайте на части – 8-495-926-15-33. Повторяйте про себя, и вы его запомните. Применяйте мнемонические приемы: скажем, 926 – в 1926 году родился дедушка, 15 – игра в «пятнашки», 33 – фильм с Леоновым про 33 зуба – длинно, но помогает.

Хранение документов. Обычно документы, которых с годами становится все больше, держат в больших коробках или старых портфелях, и в поисках одного вы перелопачиваете всю коробку. Воспользуйтесь прозрачными тонкими папками с кнопками: они продаются в канцелярских магазинах; из пластиковых папок-”уголков” бумаги легко выскакивают, они неудобны. Хорошо бы маркером (жирным несмываемым карандашом) написать на каждой папке: “Квартира”, “Дача”, “Наследство”, “Налоги”, “Медицина” – это очень облегчит поиск нужной бумаги.

Ничего не записывайте на клочках бумаги, если у вас нет специальной доски, к которой они легко крепятся. Обычная алфавитная книжка или ежедневник упростят вашу жизнь. Туда записывайте рецепты, дни рождения, необходимые дела и т. д.

К. Уманский,
доктор медицинских наук