«Он не хочет читать самостоятельно», «Он до последнего затягивает с домашними заданиями», «Я не знаю, как заставить его выучить стихотворение», «Он уже забыл то, что учил на прошлой неделе», — столько проблем приходит в семью с началом обучения ребёнка в школе! Педагог с 30-летним стажем Нелли Пашинян считает, что в первую очередь нужно научить ребёнка учиться.
Семилетние дети приходят в первый класс, уже имея высокую мотивацию к учёбе, каждый свою: осознание своей взрослости, красивые учебники, друзья из детсада идут в ту же школу или что-то другое. Задача родителей и учителя — помнить об этом и сохранить интерес и радость от учёбы. Именно положительные эмоции помогают ребёнку преодолевать школьные трудности, связанные с получением и усвоением знаний и навыков. Как это сделать?
Метод «Зелёной ручки»
Метод основан на акцентировании удач ребёнка путём выделения в тетради зелёной пастой, например, особенно хорошо получившихся букв или элементов. Метод универсален и может применяться в любых сферах обучения. «Ты способный, у тебя получается!» — каждый раз понимает маленький школьник, видя в своей тетради зелёные пометки или слыша обоснованную похвалу. Не нужно забывать и о зрительной памяти: чем мы будем её «кормить» — красивыми правильными буквами или ошибками? Что выделено, то и запоминается.
Дети крайне чувствительны к критике. Красные замечания в тетрадях не просто отбивают у них охоту учиться дальше, но и формируют настоящий страх ошибок. А постоянный страх — это хронический стресс. В таком состоянии ухудшится не только мотивация ребёнка, но и его физическое здоровье.
Метод «зелёной ручки» основан советским педагогом-новатором Шалвой Амонашвили в 1980-х годах. В настоящее время он переживает новый расцвет.
Уверенность в поддержке
Ошибки делают все на протяжении жизни. Но страх ошибок закладывается именно в школе. Это очень неприятная эмоция, которая отвращает ребёнка от учёбы. Как должны поступать родители, чтобы свести у ребёнка риск страха ошибок к минимуму? Не ругать и не наказывать, не разобравшись в ситуации.
Поддержка ребёнка — это говорить с ним по душам, не сравнивать его с более удачливыми детьми, от всего сердца желать помочь ему, безусловно принимать его с любыми оценками, не занижать его самооценку, не обесценивать успехи, не программировать на неуспех. Родителям следует учитывать возможности своего ребёнка, его интересы и способности.
Интерес к учёбе — интерес к жизни
Общее образование получают все. Ребёнок должен понимать, что он этого не избежит. Очень хорошо, когда у него есть мотивация учиться. Сложнее придётся, если её нет. В такой ситуации мудрый родитель понимает, что важно не столько окончить школу отличником, сколько не дать ребёнку потерять интерес к жизни в целом.
Важно поощрять интересы вне школы. Даже если какие-то детские увлечения бывают родителям неприятны (ребёнок увлекается насекомыми, приносит личинок в дом), нельзя резко препятствовать ему в этом. И тем более ставить доступность увлечения в зависимость от его успеваемости. Хорошие оценки хоть и остаются важной частью жизни ребёнка, но должны перестать играть самую главную роль.
Эти советы хороши не только для младших школьников, но и для более старших детей, у которых начинаются серьёзные экзамены, ОГЭ и ЕГЭ. Но родителям старших школьников придётся постараться создать разумный баланс между дисциплиной и требованиями к успеваемости с одной стороны и безусловным принятием и поощрением с другой.
Любовь к ребёнку, родительское чутьё и мудрость и, конечно, доверительные детско-родительские отношения обязательно подскажут самые лучшие методы повышения детской мотивации к учёбе.
Статья подготовлена по материалам программы «Как мотивировать ребёнка на учёбу?» из цикла «Принято считать» телекомпании «Три Ангела».