Гибкость зависит от эластичности мышц, связок и подвижности суставов. Лучше всего развита гибкость у детей: их связки могут удлиняться на 6-10 %, в то время как у 40-летних людей – лишь на 4 – 5%, а у 60 – 70-летних – на 1 – 3%. Это постепенное ограничение гибкости связано с определенными возрастными изменениями в суставах: появлением костных разрастаний, потерей эластичности хрящей, дряблостью мышц. Упражнения, направленные на развитие гибкости, способствуют приостановлению этих процессов. Поэтому они рекомендуются в любом возрасте. Хорошо развитую с детских лет гибкость можно сохранить и в зрелом возрасте, если регулярно заниматься.
С помощью предлагаемых тестов можно оценить подвижность шейного отдела позвоночника:
Наклоните голову вперед. Подбородок должен коснуться груди.
Наклоните голову назад. Ваш взгляд должен быть направлен точно вверх или немного назад.
Наклоните голову в сторону. Верхний край одного уха должен находиться на одной горизонтальной прямой с нижним краем другого.
Поверните голову в сторону. Ваш взгляд должен быть обращен точно вдоль линии плеча.
Улучшить гибкость шеи помогут специальные упражнения. Выполняя их, надо соблюдать следующие правила:
Главное — занимайтесь регулярно.
Перед началом занятия хорошо разогрейтесь, то есть сделайте любые приятные вам упражнения, пока в мышцах не появится ощущение тепла.
Упражнения на гибкость выполняйте плавно, без рывков, в медленном темпе. Каждое упражнение выполняйте до появления ощущения легкой болезненности.
1. Исходное положение (И. п.) – стоя, ноги на ширине плеч. На счет 1 – 4 наклоните голову вправо (прочувствуйте растяжение мышц противоположной стороны шеи). То же в другую сторону. Повторить по 2 раза.
2. И. п. – то же. На счет 1 – 4 наклоните голову вперед, стараясь как бы «свернуться» (прочувствуйте растяжение мышц шеи и спины). То же назад. Повторить по 2 раза.
3. И. п. – то же. На счет 1 – 4 поверните голову влево. То же в другую сторону. Повторить по 2 раза.
4. И. п. – то же. На счет 1 – 4 круговое движение головой вправо с максимально возможной амплитудой; на счет 5 – 8 – то же в другую сторону. Повторить по 2 раза.